Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Терпенье и труд до понедельника подождут

В России предложили ввести четырехдневную рабочую неделю. Предполагается, что пятница станет третьим выходным, но на зарплате это не отразится. Эксперты волнуются, что новый график навредит здоровью людей. «СВ» разбиралось в плюсах и минусах

Работа не волк… можно и три дня отдыхать. Фото: Валерий Звонарев/kpmedia.ru

НЕ ПОТОПАЕШЬ, НО ПОЛОПАЕШЬ?

С инициативой поменьше трудиться и побольше отдыхать выступила Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Ее председатель Михаил Шмаков отправил соответствующее письмо в Минтруда РФ. За основу взял июньское выступление премьер-министра Дмитрия Медведева на Международной конференции в Женеве.

- Весьма вероятно, что будущее - за четырехдневной рабочей неделей как основой социально-трудового контракта - такие правила диктует технологический прогресс, - оптимистично заявил председатель российского правительства.

Естественно, на это потребуется время. Дмитрий Медведев напомнил, как сто лет назад Генри Форд сократил трудовую неделю на своих предприятиях с 48 до 40 часов, и в итоге производительность труда выросла. Или вот еще неплохой пример: в Новой Зеландии, где перешли на четырехдневку, у сотрудников снизился уровень стресса.

Независимые профсоюзы опираются на европейский опыт, где уже стали реальностью 35 рабочих часов вместо сорока.

- Все европейские страны первой десятки по наименьшей продолжительности трудового времени (от 27 до 40 часов в неделю) находятся на высоком уровне социально-экономического развития. Да и в целом офисное время в мире постепенно снижается, - убеждена заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР Елена Косаковская.

Естественно, проводить «у станка» меньше времени никто не откажется. Беспокойство вызвало другое: не отнимут ли часть зарплаты? В Федерации независимых профсоюзов России мнение по этому вопросу однозначное - пусть рабочая неделя станет короче, но на получку это влиять не должно.

- Предлагаем рассмотреть этот вопрос в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Надо учесть действующие системы оплаты, различия в режимах рабочего времени и других особенностей в нашей стране, - сказала Косаковская.

В Госдуме к инициативе относятся со сдержанным оптимизмом, мол, все надо делать постепенно. В сентябре нижняя палата подключится к обсуждению инициативы.

ТЯГА К УЖАСНОМУ

Зато простых тружеников профсоюзная идея вполне устраивает. Свидетельствуют об этом данные соцопросов. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) узнал, что больше всех в стране хотят отдыхать в пятницу жители Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников.

И только каждому пятому эта тема оказалась безразлична. Видимо, работают по скользящему графику.

- Сторонники сокращения рабочей недели рассчитывают более продуктивно использовать высвободившееся время и благодаря ему улучшить баланс между работой, отдыхом и личной жизнью, - пояснил директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

При этом больше половины опрошенных уверены: изменения вряд ли приведут к значительному улучшению здоровья россиян. Вторят им и медики. Бывший главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко по поводу трех выходных радости не испытывает совсем. Боится, что зеленый змий соотечественников подведет.

- У нас ведь как? Чем больше у человека свободного времени, тем больше у него тяга к вредным привычкам. Прежде всего к неестественному стимулированию своего настроения алкоголем в крови, - витиевато усомнился он. - Да и предпосылок к такому радикальному шагу пока нет. Лучше вернуться к этому вопросу, когда будет обеспечен достойный темп роста экономики, а на смену инфляции придет дефляция.

Врачи же остерегаются другой напасти. Мол, от безделья россияне побегут не в спортзал, а в продуктовые магазины, что неминуемо приведет к ожирению. И даже более того, из-за отсутствия работы у них могут развиться страхи и фобии, которые приведут к неврозам.

- У нас с вами за ритмы тела - сон и бодрствование, биение сердца и другое - отвечают сразу несколько структур головного мозга, - рассказала нейропсихолог Валерия Карпова. - Мозгу только дай нужную команду, и он охотно перестроится, адаптируется к новому ритму. Хуже невротикам, ложащимся спать за полночь. Их среди нас немало. Там, где правит бал невротическая потребность в трудовых подвигах или человек сбегает на работу от бытовых проблем и семейных забот, этот третий выходной, конечно, совсем не в кассу. Придется уходить в новую, нетрудовую зависимость, и кто-то выберет алкоголь или будет страдать от тяжелой соматической болезни. Или надо начинать лечиться от невроза.

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Афонский, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике:

sv7-2208-afonskiy-70.jpg 

Фото: Пресс-служба

- Для меня рабочая четырехдневная неделя пока непонятна. Здесь надо вносить столько изменений - менять трудовой и налоговый кодекс, бюджетные правила. А что предполагает четырехдневная неделя? Восьмичасовой рабочий день с сохранением тех же условий и вознаграждения за этот труд. Но есть профессии, где это неприменимо, например, на предприятиях непрерывного цикла, у дальнобойщиков...

Желание больше отдыхать - это не причина. Если профсоюзы докажут, что такая конструкция принесет государству больше пользы, то это другое дело. Скорее речь должна идти об эффективной организации труда. Пока у меня больше вопросов, чем ответов. Например, как сделать четыре рабочих дня для учителей и врачей.

На мой взгляд, здесь речь идет о праве выбора человека. У меня есть знакомые, которые работают шесть дней в неделю, и им это нравится, но все зависит от состояния здоровья, психических и эмоциональных возможностей. Если же мы говорим о производительности труда и интенсивности работы, то она тоже разная, поэтому распространить норму для всех нецелесообразно.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Экономисты считают, что ключевой вопрос вовсе не в продолжительности рабочей недели, а в производительности труда. Пока она, мягко говоря, «хромает»: по данным Организации экономического сотрудничества и развития, россияне в среднем вырабатывают условной продукции на 26,5 доллара в час. Это чуть меньше, чем, например, в Чили - 27,7 доллара. В странах Балтии КПД работников повыше: в Латвии 36,7 доллара, Эстонии - 38,3, а Литве - 43,2. А вот настоящими стахановцами оказались ирландцы - 99,5 доллара в час.

А КАК В БЕЛАРУСИ?

НЕ УБАВИТЬ, А ДОБАВИТЬ

В Синеокой вопрос о дополнительном выходном дне пока не стоит. Но работодатель вправе сам сокращать трудовые будни.

- В адрес Министерства труда и соцзащиты Беларуси предложений о рассмотрении вопроса о четырехдневной рабочей неделе не поступало. Трудовой кодекс Беларуси говорит о максимальной продолжительности рабочей недели - 40 часов, как и в России, минимальная планка не установлена. Наниматели сами могут уменьшать норму общего рабочего времени в неделю или устанавливать четырехдневную рабочую неделю, - пояснила «СВ» официальный представитель Минтруда РБ Ольга Штин.

Председатель белорусского независимого профсоюза Максим Позняков 13 лет отработал слесарем на химическом предприятии и понимает, что такую реформу рабочий класс будет только приветствовать. Но как общественный деятель предлагает лучше повысить зарплаты.

- На официальном уровне, насколько мне известно, тема сокращения рабочей недели в Беларуси не обсуждалась никогда. Внутренние пожелания, предложения существуют среди некоторых организаций, но это скорее популизм, чем реальность. Если говорить о справедливости, то за последние годы производительность труда возросла. Происходит роботизация и автоматизация, а восьмичасовой рабочий день и пятидневная трудовая неделя остаются.

С этой точки зрения сокращать, наверное, нужно. Другой вопрос, какой доход будет у людей. Государство может гарантировать только минимальный размер оплаты труда, но ведь это не те деньги, на которые можно прожить. Я считаю, что лучше двигаться по пути увеличения МРОТ и это было бы справедливо, - считает Максим Позняков.