САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Кристина Хилько

Слышишь, время гудит - БАМ!

В этом году легендарная стройка Байкало-Амурской магистрали празднует 45-летие

На призыв строить откликнулись все республики СССР, была даже «битва» за комсомольские путевки. Фото: Личный архив Веры Лукошиной/репродукция Ивана Вислова/kpmedia.ru

ТАЕЖНЫЙ РОМАН

В середине 70-х вся молодежь от Бреста до Владивостока мечтала попасть на БАМ - стройку века. Поехать в те края было не только испытанием на прочность, но и особой трудовой романтикой. Весь Союз пел: «Вот опять письмо тебе пишу..» и «Под крылом самолета…». Добровольцы рубили в тайге просеки, пробивали тоннели в горах и тянули сквозь сибирские километры стальные рельсы. Этот энтузиазм, на котором и построена Байкало-Амурская магистраль, был живым нервом того времени. Минчанка Анна Лучина провела на той ударной стройке шестнадцать лет.

- В мае 1978 года отправились со своим парнем за семь тысяч километров покорять тайгу. Из удобств - три общежития на всех (одно из которых было недостроенное) и столовая. Даже названия у населенного пункта тогда не было. Но поселок рос, он был уже реальным местом жизни сотен людей - назвали его в честь местной реки Кичера.

Все те несколько суток, пока отряд молодых строителей будущего ехал в поезде, Анна рисовала стенгазеты и плакаты с понятными и простыми лозунгами. Когда прибыли на место, начались рабочие будни: ее избранник Геннадий с другими комсомольцами стал рубить просеки под железнодорожные пути и линии электропередачи. Их свадьба стала праздником для всего поселка. Платье невесте прислали родственники. С размером угадали - село как влитое. День погуляли, и снова трудовые будни:

- Строительного образования у меня не было, пошла в повара, - вспоминает Анна Лучина. - Ох, зимой было несладко: с утра ребята выкапывали яму, расчищали кругом снег под полевую кухню, разжигали костер и уходили рубить просеку. Чистой питьевой воды не достать: приходилось топить снег на костре и быстро кашеварить на бригаду из двух десятков человек - первое, второе и чай! Помню, варю макароны в ведре и плачу - то пригорят, то недоварятся. Со временем, конечно, наловчилась, привыкла.

На БАМе у семьи Лучиных родились две дочки. Анна с улыбкой признается: особый ритм жизни закалил характер и научил не пасовать перед трудностями.

МОГЛИ «ОПОЯСАТЬ» ВЕСЬ ЗЕМНОЙ ШАР

- Байкало-Амурскую магистраль строили в экстремальных условиях. В тайге и в тундре, - рассказал «СВ» бывший начальник ГлавБАМстроя, Герой соцтруда Ефим Басин. - Кругом картинка менялась, как в калейдоскопе: и вечная мерзлота, и болота, и скалы. Летом комаров тьма. А зимой на БАМе от морозов трескались термометры. Спасали только энтузиазм, молодость. Горели делом.

Железную дорогу проложили через семь горных хребтов. Только грунта в полотно БАМа отсыпали 570 миллионов кубометров. Этого объема достаточно, чтобы опоясать весь земной шар по экватору слоем толщиной в метр.

- Каждый сотый километр БАМа проходил в тоннелях, каждый десятый - по мостам и путепроводам, - продолжил Басин. - А как возводить мосты без подъездных путей? Проявили смекалку: научились ставить опоры и пролеты прямо с железнодорожного пути. За уникальную технологию получили Госпремию СССР.

Одним из самых сложных объектов БАМа стал Северомуйский тоннель длиной около 15,5 километра. Люди работали по пояс в воде. Что мы там только не применяли: и химическое закрепление грунта, и замораживание. К нам потом приезжали специалисты из Франции, США, Германии, чтобы перенять опыт строительства в экстремальных условиях. На БАМе были такие, как сейчас бы сказали, инновационные технологии, что на Западе только диву давались.

Слышишь, время гудит - БАМ!
 

Свадьба Ани и Гены в зоне вечной мерзлоты запомнилась на всю жизнь. Фото: Личный архив Веры Лукошиной/репродукция Ивана Вислова/kpmedia.ru

- До 1985 года пионеров БАМа уважали. А потом ситуация изменилась: стройка века стала прочно ассоциироваться с именем Брежнева, растиражировали мнение, что БАМ - это его авантюра. Раз Брежнев - значит, застой. БАМ начали поливать грязью со страниц газет и экранов телевизоров, заявлять, что это «дорога в никуда» и «самый длинный памятник застоя», - привел пример бывший руководитель строительства. - За время перестройки я пережил на БАМе больше тридцати комиссий с проверками. Но время все расставляет на свои места: главное, что вскоре БАМу вернули доброе имя, и сегодня магистраль работает на благо страны.

ВСТРЕЧА

РОМАНТИКА В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ

В Посольстве России в Минске белорусам вручили памятные награды.

Здесь собрались ветераны той великой стройки. Атмосферу создавала музыка, звучавшая из колонок. Кое-кто из гостей не удержался и начал подпевать комсомольской песне: «Слышишь, время гудит - БАМ!»

Рассматривали архивные фото, шутили и грустили о прошлом. Вспомнил и Посол России в республике Дмитрий Мезенцев, как он был комиссаром студотряда на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Недолго - всего три месяца. Но и этого времени хватило, чтобы закалить характер:

- Да, было: работали с восьми утра до восьми вечера, - вспоминал посол. - Единственный выходной - День строителя. Палаточный быт, полевая кухня... Романтика в неромантичных условиях, но перед трудностями не пасовали. И спасибо вам, что вложили не только силы, но и душу в эту грандиозную стройку. Сегодня БАМ играет важную роль в развитии не только Дальнего Востока, но и всего СНГ. Время подтвердило правильность решения: у самого амбициозного проекта советских времен большое будущее.

ТРАДИЦИИ

В БОЙЦОВКЕ С НАКАТКОЙ

БАМ был не просто молодежной стройкой, а всесоюзным проектом. Каждая республика построила на магистрали свою станцию с национальным колоритом. «Стройка века» объединила больше двух миллионов бамовцев со всех концов СССР.

Среди них - шестьдесят тысяч белорусов.

Из Минска первым выехал 1-й Белорусский ударный комсомольско-молодежный отряд имени Кедышко: 125 молодых специалистов строили станции, поселки, тянули рельсы по необъятным северным территориям. БАМ стал еще одним плавильным котлом для целого поколения, когда молодежь не только знакомилась между собой, но и училась понимать культуру и традиции друг друга.

Слышишь, время гудит - БАМ!
 

Фото: Кристина Хилько

Когда Владимир Карягин - председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства - вспоминает боевую молодость, в глазах этого солидного и серьезного человека прыгают чертики:

- Я учился в БГУ на философском отделении и в 1976 году стал командиром первого белорусского стройотряда на БАМе. Работы непочатый край. Строили поселок Серебряный бор. Пробыл здесь все лето, осенью вернулся на учебу. И понял, что отравлен БАМом, этими масштабами, ни с чем несравнимым счастьем преодоления таких трудностей, которые, казалось, нам не по зубам. Посвятил БАМу двенадцать годков, выезжаю туда каждое лето. С гордостью скажу, что белорусский отряд проложил первые сто метров дороги на Магадан.

Сегодня в Беларуси тоже активно развиваются традиции стройотрядовского движения.

- Как и в мою молодость, это настоящие социальные лифты, где молодым выпадает возможность показать себя, пройти школу жизни, - продолжил Карягин. - Один из самых успешных примеров - Всебелорусская молодежная стройка на БелАЭС, которая в этом году собрала больше 250 бойцов студотрядов из России и Синеокой. В Островец попадают лучшие из лучших. Каждый студент проходит серьезный отбор - конкурс до пяти человек на место! Смотрят не только на здоровье, но и на наличие строительной специальности не ниже второго-третьего разряда. В университетах молодежь получает базу, теорию, а здесь - возможность дополнить знания навыками.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

  • Общая длина – 4,3 тысячи километров

  • Больше 2 миллионов человек участвовали в строительстве

  • Свыше 200 станций и разъездов

  • 142 моста

  • 8 тоннелей

  • Магистраль проходит через 60 городов и поселков

  • Дорога пересекает 11 полноводных рек и проходит сквозь 7 горных хребтов

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД РФ: Ввод Западом контингента на Украину станет прямой конфронтацией с РФ
  2. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  3. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  4. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  5. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  6. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  7. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  8. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  9. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  10. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  11. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  12. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  13. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  14. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  15. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также