Люблю тебя до смерти: как не стать жертвой домашнего насилия
Флешмоб #ЯнеХотелаУмирать поднял волну: тысячи публикаций в сети с фотографиями побоев и жуткими историями из жизни. Многие заговорили о необходимости упразднить закон о декриминализации побоев, готовится новый законопроект о домашнем насилии. Как защитить себя от домашнего тирана, «СВ» рассказали психологи и юристы.
ПОДКАРАУЛИЛ И УБИЛ НА ГЛАЗАХ У СЫНА
Нынешняя кампания против домашних тиранов началась после очередной поножовщины. Десять лет житель Челябинской области 38-летний Тимур Садыков регулярно избивал свою жену. Когда чаша терпения у женщины переполнилась, она написала на него заявление и подала на развод. В полиции ничего не предприняли, мужа отпустили. Он подкараулил супругу и убил ее на глазах у восьмилетнего сына. Трое несовершеннолетних детей остались без матери.
Масла в огонь также подлила нашумевшая история сестер Хачатурян. Теперь общественники и правозащитники добиваются принятия закона о домашнем насилии – по сути, отмены недавней «декриминализации». Осенью в Госдуму планируют внести законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия».
- В 2018 году закон против домашнего насилия так и не был принят. Еще один год прошел с ужасающими историями, множеством жертв и искалеченными судьбами. Жертвы домашнего насилия так и остались незащищенными отдельным законом. Полицейские все так же не хотят заниматься случаями домашнего насилия, а многие депутаты и сенаторы продолжают противостоять принятию закона, называя побои в семье «шлепками». Декриминализация побоев в семье привела к тому, что в огромном количестве случаев агрессоры получают лишь небольшие штрафы: пять или десять тысяч российских рублей. Чего мы хотим от закона против домашнего насилия: учета всех видов насилия - физического, сексуального, психологического, экономического. Распространения закона как на официальных членов семьи, так и сожителей в гражданском браке, а также бывших супругов, – пишет у себя в блоге правозащитница Алена Попова.
ЗАКОН ДЛЯ АБЬЮЗЕРА НЕ ПИСАН?
Тема домашнего насилия обострилась зимой 2017-го, когда в силу вступил закон о декриминализации побоев. Побои жены, детей или близких родственников попали под административные правонарушения (до этого они считались уголовным преступлением). Юрист столичного Кризисного центра помощи женщинам и детям Татьяна Рябцева объяснила, что изменилось с принятием закона:
- Наказание, которое сейчас грозит семейному тирану – штраф. Зачастую выплачивается из общего семейного бюджета. В среднем это примерно 5 тысяч рублей.
Закон о декриминализации побоев дает агрессору ощущение безнаказанности. Наказать обидчика по всей строгости можно только при совершении нескольких попыток избиения жертвы или же в случае летального исхода. Очень часто жертвы, обращаясь в правоохранительные органы, слышат ответ: «Мы ничем не можем помочь». Действительно, полиция сегодня не имеет законного основания попасть в дом и задержать агрессора, чтобы предотвратить насилие.
Зачастую сами жертвы не обращаются в полицию. Факты жестокого обращения в семье умалчиваются. Основные мотивы такого поведения – ментальные стереотипы («Кому я нужна с ребенком на руках»), финансовые («На что я жить буду»), материально-бытовые («Где я буду жить») или психологическая зависимость («Он отец наших детей»).
БЬЕТ – ЗНАЧИТ, ЛЮБИТ?
Конфликты и споры возникают в любых отношениях. Но здесь важно уметь отличить конфликт от насилия. Если в ссоре партнеры участвуют не на равных и один из них манипулирует или прибегает к силовым методам, она неизбежно перерастет в насилие.
В обществе укоренились стереотипы: «бьет – значит, любит», «заслужила», «чужая семья – потемки», «женщине нравится, раз она не уходит от обидчика», «муж имеет право воспитывать и наказывать свою жену». Многие разделяют эти установки.
Из-за собственной наивности большинство женщин прощают мужчинам первые побои. Они надеются, что все изменится к лучшему. Но происходит обратное – женщина попадает в ловушку жертвы и круговорот насилия.
- С психологической точки зрения, жертва домашнего насилия – это человек, недополучивший в детстве родительской поддержки и внимания, не принял собственные чувства. Жертвами домашнего насилия, как правило, становятся те, кто очень рано поняли, что они «недостойны» любви, и ее надо заслужить. Поэтому женщина (чаще всего она занимает позицию жертвы) пытается добиться этого терпением, заботой и так далее, – рассказывает психолог Анна Терещенко.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
Юристы дают пошаговую инструкцию, как действовать жертве домашнего насилия. В травмпункте нужно пройти медицинский осмотр и освидетельствование, получить на руки заверенный печатью оригинал справки о побоях. Справку нужно отнести в отделение полиции и подать заявление (в двух экземплярах). После поступления заявления проводится проверка: допрос участников конфликта, медицинская экспертиза, опрос соседей. Затем материалы направляются в суд, который может привлечь обидчика к административной или уголовной ответственности (когда насильственные действия совершены не впервые). Если женщине некуда пойти – нет родственников или друзей, кто может временно приютить ее, то самым правильным будет обратиться в специализированные центры помощи жертвам домашнего насилия.
Кризисный центр помощи женщинам и детям в Москве работает с 2014 года. За все время временный кров там получили больше полутора тысяч женщин и детей (702 женщины и 851 ребенок). В большинстве случаев (62%) женщины обращаются в центр из-за физического насилия в семье.
- Мы предоставляем убежище любой москвичке, которая подверглась психофизическому насилию или оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В Центр обращаются женщины в состоянии развода и после него, несовершеннолетние мамы, женщины и дети с инвалидностью, одинокие матери. В стационаре наши подопечные могут находиться до двух месяцев, но в отдельных случаях срок продлевают. Для каждой гостьи создается индивидуальная программа реабилитации. Работают психологи, специалисты по комплексной реабилитации, юристы. За время работы Центра с запросом на оказание срочной помощи поступило более 15 тысяч обращений, – рассказала директор Наталья Завьялова.
Интересный факт: в последние годы все больше мужчин обращаются в центр за помощью. Как правило, это одинокие отцы и многодетные мужчины в разводе. Также психологи работают с мужчинами-агрессорами, желающими измениться и сохранить семью. За пять лет к специалистам центра очно поступило больше 48 тысяч обращений, по телефону доверия – свыше 26 тысяч.
Такие центры помощи есть не только в Москве. Практически во всех миллионниках – Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани и других городах – также есть такие «островки безопасности».
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
16 миллионов россиянок ежегодно сталкиваются с домашним насилием.
60–70 % – женщин не обращаются за помощью.
Около 14 тысяч женщин в год погибает от рук домашних тиранов.
2 миллиона (80%) – осужденных за убийство женщин сидят за самооборону.
«Я ЦЕПЕНЕЮ ОТ СТРАХА»
В Кризисный центр 51-летняя москвичка Марина обратилась вместе с 15-летней дочкой Оксаной. Девочку избил родной отец. Очередная ссора с «неуправляемым тинейджером» закончилась многочисленными ушибами, синяками на лице и сотрясением головного мозга.
- Мой муж всегда отличался жестокостью по отношению к нашим детям. Применял силу к сыну, пока тот не уехал учиться в другой город. В памяти дочки остались только оскорбления и драки отца с ее братом. Потом он переключился на Оксану. За последний год атмосфера в семье резко накалилась, – рассказывает Марина.
В центр мама и дочка приехали в глубокой депрессии, вызванной страхом, бессилием и беспомощностью. Ведь столько лет они выслушивали постоянные придирки и оскорбления.
- Я цепенею от страха, даже мое тело не принадлежит мне, и я не могу им управлять. Постоянное чувство внутренней дрожи, которое я всеми силами стремлюсь скрыть, чтобы не злить мужа еще больше. В голове крутится одна мысль – это кошмар, который длится бесконечно. Только слезы помогают мне вернуть себя в настоящий момент и немного облегчают ужасное состояние. Горькое чувство вины перед детьми отравляет: не могу им объяснить, почему я так беспомощна и не защищаю их, – описывает свое состояние Марина.
В Кризисном центре женщина с дочкой прожили четыре месяца. Прошли реабилитацию по индивидуальному плану: с ними работали психотерапевты и психологи. Юристы помогли составить иски о разводе и выплате алиментов. И Оксане стало лучше – нормализовался сон, появился аппетит, вернулось желание ходить в школу. Девочка успешно сдала экзамены и поступила в один из колледжей Санкт-Петербурга, где учится ее старший брат.
Сама Марина сняла комнату у знакомой и продолжает работать. Старается навещать детей. Суд развел пару, мужчине ограничили контакт как с детьми, так и с бывшей супругой.
«ВЫЗВАЛА ПОЛИЦИЮ С ТЕЛЕФОНА РЕБЕНКА»
Несколько лет жизнь 38-летней Лилии и ее четырех малолетних детей была сущим кошмаром. Сожитель, отец детей, насильно удерживал женщину в своей квартире, жестоко избивал и издевался над ней на глазах у детей.
Очередные «разборки» закончились множественными ссадинами и синяками. Когда мужчина вышел из квартиры, Лилия вызвала полицию с телефона старшего ребенка. Скрываться у родных и знакомых было бессмысленно: у мужчины было оружие. Мог убить.
Многодетная женщина с детьми тоже нашла убежище в столичном кризисном центре.
- Лилия и дети находились в тяжелом подавленном состоянии. Один из ребятишек имел выраженное отклонение в развитии. Дети долгое время не обследовались у врачей. Началась огромная работа по их реабилитации и социализации. Этой семье оказали психологическую поддержку, помогли по уходу за детьми, оформили необходимые документы, – рассказывают в филиале «Надежда» Кризисного центра помощи женщинам и детям.
Оттуда Лилия с детьми уехала лишь только после того, как ее сожителя арестовали и осудили на четыре года. Сейчас женщина живет у своих родителей, ухаживает за ребенком с инвалидностью. Остальные малыши ходят в детский сад.
ПОРТРЕТ С НАТУРЫ
ЖЕРТВА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
• вырастает с ощущением, что ответственна за чувства и эмоциональное благополучие других людей. Например, если муж чем-то недоволен или холоден – значит это ее вина.
• не считается со своими эмоциональными потребностями, не слышит их. Поэтому с ней неминуемо оказывается рядом партнер, который обеспечит ей привычную с детства модель: «не заботься о себе – заботься обо мне».
• делает многочисленные попытки изменить свое поведение и себя, чтобы избежать негативной реакции со стороны партнера.
• испытывает эмоциональное онемение, чувство беспомощности, зацикленность на отношениях, гипертрофированное чувство вины, повышенную тревожность, депрессивное состояние и хроническую усталость.
• попадает в зависимость от партнера. Он берёт под свой контроль семейный бюджет, контролирует каждый шаг. Если у мужчины есть скрытые психические отклонения или же садистские наклонности, он становится семейным тираном.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ АГРЕССОР
• изолирует своего партнера от встреч с родственниками и друзьями.
• патологически ревнует своего партнера: проверяет его переписку, контролирует его перемещение.
• принуждает (сначала в виде просьбы, потом – как приказ) к действиям, которые другой партнер не одобряет.
• перекладывает вину за свои действия на жену, детей.
• унижает и насмехается в присутствии посторонних.
• жесток по отношению к детям и животным.
• манипулирует (психологическая давление, угрозы и шантаж).
• «психует»: резко меняет эмоционального состояние и настроение.
• применяет физическую силу (агрессия, грубость, побои).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА ВАС ПОДНЯЛИ РУКУ
Пять советов пострадавшим от домашнего насилия.
Совет № 1 – Не молчите.
Расскажите о происходящем своим друзьям, родственникам – людям, которым вы доверяете и которые вам помогут. Поставьте в известность соседей, консьержку – на случай, если вы сменили адрес, но преследователь может его узнать и заявиться снова.
Совет № 2 – Продумайте «План Б».
Подумайте о «плане безопасности». О тех действиях, которые вы предпримите, если ситуация станет угрожающей. В план входит: список контактов, куда обратитесь за помощью (полиция, кризисные центры, друзья и родственники) и адресов, куда можно поехать, если придется покинуть дом. Пересмотрите свои ежедневные маршруты и по возможности договоритесь, чтобы кто-то из знакомых сопровождал.
Совет № 3 – Осторожнее в соцсетях.
Воздержитесь от освещения своей жизни в социальных сетях, особенно от рассказов о том, где вы бываете. Обидчик постоянно «мониторит» вас.
Совет № 4 – Собирайте доказательства.
Фиксируйте все случаи преследования: делайте скриншоты переписки с угрозами, записывайте звонки. Сообщите в полицию, особенно, если преследователь нарушает закон (портит вещи, хулиганит, нападает на улице). Даже если невозможно возбудить уголовное дело, и полиция ограничится только «беседой», обидчик будет знать, что он тоже под наблюдением.
Совет № 5 – Не вступайте в переговоры.
По возможности, не идите на контакт с обидчиком. Не отвечайте на сообщения, и, разумеется, не соглашайтесь на личную встречу.