Будет спина - струна
Ученые России и Беларуси сообща разработали новые технологии, чтобы лечить детей с врожденными искривлениями позвоночника
В медицинских центрах наших стран создали специальные аппараты, которые заново учат ходить. Фото: Андрей Пронин/ТАСС
ПОСТАВИМ НА НОГИ
Маленькая Аня заново учится ходить. Ее ноги закреплены в специальном тренажере. Каждый ее шаг отображается впереди на экране. Сочетание инновационных технологий и виртуальной реальности - важный этап в союзной медицине. В научно-исследовательском детском ортопедическом институте имени Турнера ставят на ноги даже безнадежных больных. Лечат, например, с врожденными патологиями позвонков. Для этого петербургские хирурги за одну операцию устанавливают целую металлическую конструкцию. В ее основе - сплав титана с некоторыми добавками. Когда на месте травмы сформируется костный блок, этот «железный» каркас уберут.
Институт Турнера - лидер в области травматологии и ортопедии детского возраста. Сейчас здесь воплощают в жизнь союзную программу «Спинальные системы» на российской стороне.
Ежегодно в этом центре проходят хирургическое лечение больше шести тысяч детей из различных городов
России и ближнего зарубежья. В программе также участвует минский Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии.
Благодаря проекту появляется новая система помощи детям с травмами и врожденными аномалиями позвоночника, нуждающимся в хирургическом лечении. При этом к каждому пациенту применяется индивидуальный подход.
- За два года работы союзной программы разработаны три спинальные конструкции и зарегистрировано одно научное открытие, посвященное лечению детей с врожденным нарушением сегментации позвонков. Подали три заявки на патенты, касающиеся и хирургических технологий, и имплантов. Один из них уже получили, - рассказал замдиректора института Сергей Виссарионов.
БЕЗ ОСЛОЖНЕНИЙ
Сегодня в России насчитывается больше шестидесяти тысяч детей с врожденными дефектами позвоночника, около половины из них нуждаются в хирургическом лечении в раннем возрасте, до трех лет.
- Делать все необходимо вовремя, - поясняет директор института Алексей Баиндурашвили. - Ребенок растет, и деформация позвоночника может пойти по непредсказуемому сценарию. После операции пациент сможет забыть о болезни и вести полноценную жизнь, даже заниматься спортом.
Еще импланты позволяют проводить лечение детей со сросшимися ребрами. Врачи разделяют их, раздвигают и фиксируют специальными конструкциями. После таких операций ребенку уже не грозит инвалидность.
Внедряют специалисты института и новые методы диагностики, которые позволяют выявлять врожденные пороки развития позвоночника на самой ранней стадии. Для этого проводят генетические исследования. По уровню цинка, хрома и селена в крови можно узнать, как поведет себя позвонок, произойдет ли искривление или сращение ребер.
Кроме того, в институте ученые создают индивидуальные хирургические методики с использованием технологий прототипирования. Перед операцией врач досконально должен изучить позвоночник пациента. Руководствуясь компьютерной томографией, на 3D-принтере делают модели. Таким образом хирург видит все нюансы больного позвоночника.
Специалисты утверждают, что это крайне важно, потому что любая ошибка может навсегда приковать ребенка к постели.
- Это позволяет избежать осложнений при операциях на позвоночнике. Неврологические нарушения и осложнения полностью исключены при использовании нашей методики, - говорит Алексей Баиндурашвили.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства:
- Для нас важно, чтобы это направление науки и медицины не останавливалось, чтобы российско-белорусское сотрудничество в этой сфере шло плодотворно. Ученым предстоит еще полтора года работать. Даже краткое ознакомление с тем, что уже сделано, какие открытия и изобретения, говорит о многом, теперь надо просто обобщить этот опыт. Программа рассчитана до 2020 года. По истечении этого срока она может и дальше реализовываться - либо как союзная, либо уже за счет национального российского бюджета. Но если будет признано целесообразным осуществлять ее в сотрудничестве с белорусскими коллегами, снова будет сформирована в виде союзной. Нужно желание институтов и министерств здравоохранения. Делать это надо уже сейчас, потому что речь может идти о бюджете 2021-го, в крайнем случае 2022 года. У нас бюрократические процедуры достаточно тяжелые, хотя, если их пройти, дальше все идет хорошо. Поэтому программа, безусловно, может быть продолжена в этом или в других финансовых форматах.