Сердце в авоське
Оказывается, возможно. Доказательство тому – сложнейшие реконструктивные операции, которые сегодня уже проводят в стенах белорусского республиканского научно-практического центра «Кардиология» и которые, к слову, пока делают еще не во всех ведущих клиниках СНГ.
А теперь – еще одна новая идея.
– При некоторых заболеваниях сердца даже операция не всегда способна решить проблемы пациента, – объясняет профессор Островский. – В таких случаях наиболее радикальным способом может стать пересадка этого органа. Но поскольку в Белоруссии подобная практика еще не внедрена, да и в России таких операций еще делается немного, а больным помощь крайне необходима прямо сегодня, иначе болезнь может оборвать жизнь пациентов, ученые начали искать альтернативу. И нашли ее.
Вернуть сердце к утраченному «облику» особенно важно, когда человек страдает тяжелым заболеванием – дилатационной кардиомиопатией (слово «патия» указывает на то, что причина возникновения заболевания неизвестна). Если ее не лечить, практически всегда она заканчивается хронической сердечной недостаточностью.
Жизнь подобных больных – сплошная мука. Даже несколько шагов для них – гигантский труд. Известны случаи, когда они не в состоянии даже застелить постель или умыться.
И речь идет отнюдь не о пожилых пациентах.
– Увы, в основном этим страдают молодые люди в возрасте 28-40 лет, – говорит ученик профессора Островского – Игорь Стакан – младший научный сотрудник лаборатории хирургии сердца РНПЦ «Кардиология». – Среди прооперированных нами больных самый солидный возраст – у 49-летнего мужчины. Раньше подобным пациентам в операции отказывали. А сегодня у них появилась надежда.
Чтобы идея обрела реальные черты, ученым нужны были союзники. Их нашли в Витебском государственном технологическом университете, где и был разработан новый материал – специальная сетка с заведомо заданными свойствами. Она растягивается вдоль, а не поперек и препятствует расширению камер сердца.
Профессор Островский поясняет, что обычно сердце здорового человека выбрасывает до 6 литров крови в минуту, в то время как при хронической сердечной недостаточности этот объем не превышает 2,5 литра. Утрачивая пропускную способность, сердце набухает, растягиваясь в ширину и стремясь к эллипсовидной форме. Чем больше оно становится похожим на шар, тем выше напряжение его стенки.
– Сетка помогает удерживать сердце в размерах, запрограммированных самой природой, – продолжает профессор Островский. – С помощью устройства мы моделируем физиологический путь расширения сердца для создания сердечного выброса. Все делается ради того, чтобы облегчить эту работу.
Первым пациентом кардиохирургов стал 28-летний сельский житель. После операции, а прошло 3,5 месяца, он уже не нуждается в госпитализации, чувствует себя нормально. Хотя до этого из-за плохого самочувствия последние полгода провел в больнице.
Суть нового метода в том, что во время отрытой операции сердце больного помещают в сетку, при этом с помощью компьютерных технологий контролируют степень его сдавливания. Устройство позволяет уменьшить желудочки сердца, которые по сравнению со здоровыми значительно – в 4-6 раз – увеличиваются в объеме. При этом параллельно кардиохирурги «ремонтируют» еще и пораженные болезнью клапаны.
– Эффективность нового изделия подтвердили серьезные исследования, – не скрывает удовлетворения Игорь Стакан. – У прооперированных пациентов повышается качество жизни: уменьшается одышка, отечность, больные принимают меньше лекарств, могут преодолевать пешком большие, чем ранее, расстояния и в целом делать то, что из-за болезни было им недоступно.
Игорь Стакан не сомневается: если состояние этих пациентов не ухудшится и в дальнейшем они будут чувствовать себя хорошо, для некоторых из них установка сетки станет не только промежуточным, но и окончательным вариантом лечения.
Хотя о результатах внедрения новой технологии в кардиохирургии говорить еще рано, уже сегодня очевидно, что все те осложнения у больных, которых хирурги опасались на первом этапе после операции, к счастью, не возникли. А проведенные на животных доклинические испытания убедили: сетка организмом не отторгается и, врастая в сердце, не нарушает его работу.
Юрий Островский убежден, что белорусское приспособление для сердца наверняка заинтересует наших ближайших соседей, в том числе и из России. В республике его могут производить в промышленных масштабах. Кстати, в Минск уже приезжал профессор Владимир Толпекин из Института трансплантологии искусственных органов Минздрава России, чтобы познакомиться с опытом коллег.
А у Островского – опять новая идея! Вместе с учениками он намерен освоить и внедрить технологию по реконструкции расслаивающейся аневризмы. Другими словами, ученый намерен на место расширенной аорты поставить новый, суженный участок, такой, который был у пациента до болезни. Делать это необходимо, ведь если стенка аорты разрывается, человека настигает смерть.
Как признается ученый, основная проблема в том, чтобы успеть за время одной операции сделать, по сути, две. При этом максимально заместив длинный участок аорты, хотя бы от сердца до диафрагмы. Раньше такое хирургическое вмешательство выполнялось в два этапа. И первый, и второй были технически достаточно сложны. Но с появлением специальных сосудистых протезов стало возможным ускорить ее выполнение. Оказывая больному помощь, хирурги установят внутри аорты сосудистый протез, что позволит остановить ее дальнейшее расширение.
– Однако сложность даже не в том, чтобы уложиться в достаточно короткий промежуток времени, – поясняет профессор Островский. – Специалисты озабочены тем, как защитить от поражения мозг пациента, ведь если хотя бы пять минут он не снабжается кровью, то погибает. Но если охладить его, то время, отведенное на операцию, можно увеличить. Ранее мы научились охлаждать мозг до 18 градусов, а новая технология позволяет поддерживать температуру на уровне 28 градусов, что более физиологично для организма человека.
Такие реконструкции уже проведены десяти пациента. Ученые убедились, что разработанные технологии дают возможность максимально восстановить поврежденные структуры сердца.
Эти направления и планируется развивать в дальнейшем.