Волк, который умел говорить «нет»
110-летие со дня рождения выдающегося дипломата Андрея Громыко отмечают 18 июля. За рубежом даже в годы холодной войны восхищались советским министром иностранных дел, отмечая его «умопомрачительную компетенцию»
Свободное время Андрей Андреевич предпочитал проводить с семьей – супругой Лидией Дмитриевной, сыном, дочерью, и внуками. Фото: Василий Егоров/ТАСС
ВСЕ СЕЛО - РОДНЯ
Он родился в селе Старые Громыки, что в Гомельской области. Вспоминал: на сто дворов не было человека с иной фамилией, все были - Громыко. В соседних Новых Громыках - та же картина. Лишь позже брат Дмитрий решил все-таки узнать, откуда происходит фамилия.
Оказалось - в давние времена жил воевода: когда был мир, возделывал землю, а наступала нужда идти в поход - становился во главе войска. Дружинники, возвращаясь с победой, брали себе его имя - так и появлялись Громыки.
«Наш род - крестьянский. Из тех хлебопашцев, что трудились на своем клочке земли от зари до зари. И православную фамилию Громыко им аккуратно записывали в местную церковную книгу и в официальные документы властей. А так в обиходе в пределах деревни в ходу были прозвища», - писал Андрей Андреевич в своей книге «Памятное».
Из детства пришли и первые представления о дипломатии. Отец с односельчанами как-то говорили о Теодоре Рузвельте, отмечая его ум и хитрость. Так это и запало юному Андрею в память. Оказалось - не случайно.
После семилетки и профтехшколы Громыко поступил в техникум в Борисове, затем - в Минский институт народного хозяйства. А оттуда его перевели в Москву. Тогда у советской власти был дефицит дипломатических работников. Дальше работа в Наркомате иностранных дел. А вскоре поступило предложение, от которого нельзя было отказаться. Иосиф Сталин сообщил, что намерен отправить Громыко в качестве советника в США.
Дипломатическая карьера Андрея Громыко - словно вехи внешнеполитической истории страны. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции, Договоры о запрещении ядерных испытаний в трех средах, нераспространении ядерного оружия и стратегических вооружений, Московский договор между СССР и ФРГ, преодоление Карибского кризиса…
Непримиримая позиция дипломата по многим вопросам принесла ему славу неулыбчивого «мистера Нет». Как только не называли его в западной прессе: и «Андрей-волк», и «современный неандерталец». Однако за кажущейся нелюдимостью и безэмоциональностью стояла кропотливая работа. Именно Громыко заложил принципы современной дипломатии. Не стараться решить все вопросы разом, тщательно готовиться к переговорам, не допускать манипуляций и самому не становиться их объектом, реально оценивать обстановку, достигать компромисса, дипломатических договоренностей, но удерживать инициативу на своей стороне.
- По сей день наших сотрудников выделяют сформулированные в ее рамках требования к компетентности, основательной проработке документов, доскональной подготовке к встречам, переговорам и внутренняя дисциплина, - отмечал заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин.
«Бороться до конца за интересы своей страны, без ущерба для других» - так сформулировал Громыко главную задачу в работе дипломата. А своему сыну Анатолию, который пошел по его стопам, советовал больше слушать, чем говорить, - болтливый посланник с большей долей вероятности допустит ошибку, чем тот, кто держит язык за зубами. Он и сам склонен был вести многочасовые переговоры, причем не импровизировал, а использовал весь тот материал, который изучал заранее.
БОТИНКОМ ПО ТРИБУНЕ
Казалось, ничто не может вывести Громыко из равновесия. Даже знаменитый эпизод с Никитой Хрущевым, который колотил ботинком по трибуне.
«Я весь напрягся и против своей воли стал стучать по столу кулаками - ведь надо же было как-то поддержать главу советской делегации. В сторону Хрущева не смотрел, мне было неловко. Ситуация складывалась действительно комическая. И ведь что удивительно, можно произнести десятки умных и даже блестящих речей, но оратора через десятилетия, может, никто и не вспомнит, башмак Хрущева не забудут», - делился он воспоминаниями.
На протяжении 28 лет Андрей Громыко занимал пост главы МИД СССР, став, по сути, воплощением внешней политики страны. Дело его продолжил не только сын, но и внуки. Игорь Анатольевич в минувшем июне был назначен послом России в Мали. Алексей Анатольевич возглавляет Институт Европы РАН. О знаменитом деде вспоминает с необыкновенной теплотой. Как собственным примером учил детвору вести себя в обществе, не сердился, а старался донести аргументы. И при этом умел наладить с внуками контакт: не говорил с позиции взрослого, а доходчиво объяснял все. И в этом тоже заключено великое искусство дипломатии: уметь находить общий язык не только во властных кабинетах, но и с каждым, с кем сталкивает тебя жизнь.
СКАЗАНО
Владимир Семашко, Посол Республики Беларусь в РФ, на торжественном вечере к 110-летию дипломата:
- Жизнь и деятельность Андрея Громыко - неотъемлемая составляющая дипломатической, государственной, исторической летописи огромной страны, развития международных отношений в сложнейший период холодной войны. И чем дальше эта эпоха уходит в историю, тем отчетливее прорисовывается его политическая и человеческая философия, суть которой заключается в том, чтобы твердо отстаивать интересы своей страны, сохранять глобальную мировую стабильность и безопасность.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
МЕЧТАЛ О НЕБЕ, А ПОЛУЧИЛ - ВЕСЬ МИР
Параллельно с учебой в Москве Громыко увлекся авиацией. Мечтал летать, покорять небо. При первой возможности решил поступать в летную школу. Но получил отказ: не прошел по возрасту. Что ж, пришлось оставить мечту оказаться за штурвалом самолета: «Прощай, авиация. Видимо, мне с тобой не по пути». Но оказалось, молодого аспиранта ждал совсем другой взлет.