Когда святые молчаливо голосят
Очередное подобное чудо случилось на днях в Алтайском крае. Здесь на федеральной трассе М-52 в часовне архистратига Михаила, построенной год назад на месте гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова, замироточила икона Пресвятой Богородицы. Первым маслянистую жидкость, появившуюся на покрывале на голове Богородицы, заметил художник из Бийска Павел Коробейников. Он аккуратно убрал выступившие на иконе капли, но они появились вновь. Примечательно, что это случилось как раз накануне годовщины гибели Евдокимова. В Барнаульской епархии уже создана специальная комиссия, которая займется исследованием загадочного явления.
Еще одно сообщение пришло уже из села Роговатое в Белгородской области. Здесь в храме преподобного Сергия Радонежского замироточил список иконы царственных мучеников. Капли маслянистой жидкости прихожане и настоятель церкви протоиерей Николай Химин обнаружили во время традиционной воскресной литургии.
Вначале было выдвинуто предположение, что капельки – не что иное, как конденсат или брызнувшее масло из лампадки, которую случайно задел кто-то из прихожан, когда прикладывался к образу. Но вскоре эта версия отпала как несостоятельная – ведь икона с момента ее появления в храме находилась всегда под стеклом и была защищена от внешних воздействий. Все попытки удалить влагу с помощью ваты ни к чему не привели – маслянистый бисер появлялся на иконе вновь и вновь.
– Сразу хочу заметить, – рассказал нам академик Павел Флоренский, внук знаменитого философа, возглавляющий специальную комиссию по изучению церковных чудес при Московской Патриархии, – сам по себе феномен мироточения известен еще по древнерусским летописям. Однако долгое время между наукой и религией не было согласия. Многие ученые, в отличие от служителей культа, считали подобные чудеса выдумкой или банальной подделкой. Но в наши дни застарелый антагонизм сменяется весьма конструктивным диалогом. Впервые православная церковь решилась позвать на помощь экспертов-практиков. В комиссию, которую я возглавляю, помимо представителей духовенства входят физики, химики, биологи и даже криминалисты. Каждый из загадочных эпизодов еще ждет своего всестороннего исследования и объяснения языком науки, чем мы, собственно, и занимаемся.
Клинское, но не пиво
Город Клин. Стандартная хрущевка. Здесь в квартире школьной учительницы Валентины Жучковой вот уже несколько лет иконы источают странную маслянистую жидкость. Сначала эта жидкость, похожая на мед, текла только по образам новомучеников, но вскоре «заплакали» и другие иконы, в том числе находившиеся под стеклом.
Прибыв в Клин, специалисты из комиссии первым делом обследовали оклады – те оказались совершенно сухими. Потом взяли пробы жидкости с разных икон. Для чистоты эксперимента отлили также масло из лампады. Химическую экспертизу и спектральный анализ проводили в столичной судебно-криминалистической лаборатории. Было установлено, что по составу миро неоднородно. Более жидкое напоминает обычные человеческие слезы. Густое – сходно с оливковым маслом.
– Если подсчитать количество мира, которое появляется в этой квартире, получится эффект Чернобыльской АЭС, только в обратном порядке, – поясняет Флоренский. – Откуда-то берется огромное количество энергии, которое переводится затем в благодатное масло. Но вот откуда берется энергия – это вопрос, ответить на него не так просто, как кажется.
Какие хитрости!
Так как же все-таки объяснить загадку мироточения? Можно предположить, что деревянная основа иконы впитывает масла и различные ароматические вещества, используемые в церкви. Затем, при каком-то благоприятном сочетании температуры и влажности, они и проступают на поверхности. Но как тогда объяснить появление подобных капель на бумажных и даже на металлических образах – такие случаи также известны.
Второй вариант: загадочное вещество – результат биохимических реакций в самой иконной доске либо во внешнем, покрывающем ее слое. Но и это предположение отпадет само собой, когда станет понятно, как, собственно, создается икона.
В ее основе – липовая доска, на которую наклеивается материал – паволока. Затем он грунтуется левкасом, состоящим из клея и мела, и расписывается яичной темперой. Готовый рисунок покрывают олифой – это единственное маслянистое вещество, используемое в написании иконы. Но олифа быстро сохнет и исключено, чтобы потом, даже при высокой температуре, она разогрелась и потекла по поверхности образа.
– Понимаете, в целом, обсуждая подобные чудеса, мы идем по довольно опасной дорожке, – считает кандидат физико-математических наук Сергей Сошинский. – И вообще любая загадка, тем более та, где присутствует нечто, не познанное наукой, невольно рождает в голове вопрос: а нет ли во всем этом чьего-то хитрого умысла или банального жульничества? Ведь и такие примеры также известны.
Чудо проверяли на пшенице
К сожалению, во все времена находились люди, желавшие в погоне за сенсацией использовать веру людей в чудеса. Из истории хорошо известен случай разоблачения Петром I подобной фальсификации. В годы начала строительства Петербурга разнесся слух, что в Троицкой церкви образ Богоматери проливает слезы, что предвещает будущей столице много бед. Разгневанный государь повелел доставить икону к нему. Отодрав оклад, он обнаружил, что в доске против глаз образа сделаны небольшие углубления, в которые чья-то лукавая рука положила несколько кусков густого деревянного масла. От теплоты зажигаемых перед иконой свечей масло растаяло и стало просачиваться через два неприметных отверстия в доске.
Не правда ли, услышав такую историю, велик соблазн махнуть на все рукой, списав загадку мироточия на проделки баловников – прошлых и нынешних. Однако опыты ученых из комиссии Флоренского призывают не торопиться с выводами.
В одном из опытов они использовали, например, обыкновенные зерна пшеницы. Любопытная картина получилась. А суть такова: в бумажные пакеты насыпали по нескольку граммов зерна. Часть упаковок ученые оставили в качестве контрольных. Остальные приложили на короткое время к мироточащим ликам святых. После чего эти зерна и зерна из контрольных пакетов выкладывались для проращивания. Во всех случаях зерна, прошедшие иконотерапию, отличались повышенной всхожестью и более ускоренным ростом. Получается, что сила Святого духа реальна и от икон действительно исходит некая благодать?
Гипотеза захватывающая. Но пока наука не торопится дать на нее утвердительный ответ.
– Господь Бог не фокусник, чтобы зайчиков из цилиндра доставать по заказу, – считает Флоренский. – Поэтому у каждого ученого, занимающегося непознанным в религии, должна существовать та этическая грань, переступать за которую просто нельзя.
Хотя правильно поставленный вопрос важнее сонма дурацких предположений. Ибо в поисках ответа на него происходит главное – движение к истине.