Страсти в Бутове
В тот же день жители Южного Бутова перекрыли дорогу для стройтехники по улице Богучарская, протестуя против незаконного, по их мнению, строительства, начатого московскими властями в этом районе.
Подобное совмещение, казалось бы, столь разноплановых событий во времени и пространстве невольно наводит на определенные размышления: не являются ли бутовские страсти своего рода лакмусовой бумажкой для нынешнего вектора движения нашей страны?
Когда речь заходит о необходимости возвысить голос Московского патриархата в защиту «униженных и оскорбленных» реформами последнего двадцатилетия, от его официальных представителей мы, как правило, слышим, что Церковь, будучи соборным Телом Христовым, не должна вмешиваться в политику, что «несть власти аще не от Бога», что надо отдавать «Богу Богово, а кесарю кесарево», а «партнерство государства и Церкви», достигнутое в современной России, является величайшим благом и для государства, и для Церкви.
С подобными разъяснениями нельзя не согласиться. Поэтому понятно, что во всех острых социальных конфликтах современности, подобных конфликту в Южном Бутове, Церковь не встает на сторону ни одной из противоборствующих сторон – тем более что реальные причины подобных столкновений, как правило, лежат очень далеко от заявленных и обычно связаны с мощными экономическими и политическими составляющими.
Так, например, в том же Южном Бутове налицо конфликт между руководством Москвы и Московской области, который, скорее всего, будет в конце концов разрешен «по силе» вошедших в клинч сторон: мэрия Москвы предоставит компенсации (деньгами и жильем) и обитателям подлежащих сносу домов жилого поселка, и администрации Московской области. Во всяком случае, в настоящее время спор идет о том, какая именно квота в метрах квадратных будет предоставлена области и Подольскому району по строительным проектам в Люберцах и в том же Южном Бутове.
Но «паны дерутся, а у холопов чубы трещат». Как заявил 13 августа представитель инициативной группы жильцов Южного Бутова Валерий Сурков, в шесть утра представители «Главмосстроя» при поддержке милиции попытались отрезать поселку газопровод. Жители поселка, протестуя против этих действий, перекрыли дорогу машинами. «Что будет дальше, пока неизвестно, мы будем стоять до последнего, а если они не отступят, дело сведется к кровопролитию, чего мы явно не хотим».
Кровопролитие в ходе «строительных конфликтов», идущих по всей Первопрестольной, кстати, будет уже далеко не первым. Площадки «точечной» и «уплотнительной» застройки от протестов москвичей давно охраняют подразделения «людей в штатском». В ход с обеих сторон идут кулаки, дубинки, арматура, дошло дело и до выстрелов. Пока – в воздух.
Соответственно к данным конфликтам подключаются прежде всего находящиеся вне ресурсов административного «мейнстрима» местные политики, заинтересованные в том, чтобы поднять рейтинг собственной популярности (от лидера АКМ Сергея Удальцова до депутата Мосгордумы Сергея Никитина), а вовсе не священнослужители РПЦ.
Они, однако, решают свои политические задачи с куда большим изяществом. Так, в уже упоминавшейся литургии приняли участие викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Овчинников), епископ Женевский и Западноевропейский РПЦЗ МП Михаил (Донсков), настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл (Каледа) и еще более чем 20 московских священников.
Объявления о предстоящей акции были заблаговременно и неоднократно сделаны по всем столичным храмам, в результате у Поклонного Креста в Бутове собрались около 8 тысяч человек.
Конечно, знающим отечественную историю удивительно слышать о «70-летии репрессий», которые в нашей стране начались вовсе не с 1937 года и даже не с началом Гражданской войны. Но многое здесь объясняет присутствие на литургии епископа РПЦЗ. Возможно, именно ради объединения с Зарубежной Церковью Московский патриархат начиная с 1999-2000 годов поменял официальную линию в трактовке событий истории ХХ века на жестко «антисоветскую» (поворотным пунктом стала канонизация семьи Николая II Архиерейским Собором в августе 2000 года).
Теперь же, после объединения, состоявшегося в мае текущего года, уже ставшая привычной «антисоветская» линия Церкви, похоже, будет дополняться «антисталинской» (репрессии 1937-1939 годов, в отличие от предшествующих, связываются только с именем «отца народов» – и ничьим больше). Так что здесь налицо явный дрейф Русской Церкви в сторону скроенных по западным лекалам «демократических» стандартов.
Конечно, времена меняются, и мы меняемся с ними… Жаль только, если ради каких-то непонятных «экуменических» благ даже Церковь начнет изменять Истине и собственной истории. Ведь к чему привела «рыночная» ипостась подобных изменений, уже очень хорошо видно – в том числе по невеселым событиям в Южном Бутове. А ведь «духовная» ипостась может оказаться в конце концов еще трагичнее…