Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


#Громыко110: Лучше десять лет вести переговоры, чем один день - войну

Сто десять лет назад на Гомельщине родился искусный советский дипломат и государственный деятель Андрей Громыко

Фото: ИТАР-ТАСС/Архив

Деревня Старые Громыки в Светиловичском сельсовете Ветковского района Гомельской области Беларуси сегодня необитаема - она подверглась радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Но столетие назад назад это было довольно большое село с околицей, в которой жило 556 жителей. И одним из них был советский дипломат и государственный деятель Андрей Громыко.

Удивляться схожестью малой родины и фамилии не стоит - большая часть деревни носила фамилию Громыко. Чтобы не путаться, жителям давали родовые прозвища. У семьи Андрея Громыко она была Бурмаковы.

Они происходили из бедного белорусского шляхетского рода, но по биосправке дипломат значился русским. С юношества Андрей вместе со своим отцом ходил на заработки в соседние села и сплавляли лес. В походах отец рассказывал сыну о том, как вовремя столыпинских реформ он рискнул и отправился в Канаду на заработки, где выучил английский язык, и о том, какая жизнь за океаном. Это и стало поворотным моментом в жизни юноши - он решил заниматься дипломатией.

Даже в зрелом возрасте Громыко не переставал учиться - окончив семилетнюю школу он перешел в профессионально-техническую школу в Гомеле, затем учился в Староборисовском сельскохозяйственном техникуме, после поступил в  Белорусский государственный институт народного хозяйства (там он познакомился со своей будущей женой Лидией Гриневич), после окончания двух курсов Громыко был назначен директором Каменской сельской школы, но он решил продолжать обучение в институте, правда заочно, а экзамены сдавал экстерном.

Он прошел и аспирантуру в БССР, и Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина, параллельно занимаясь английским языком.

Коллеги Громыко рассказывали, что он обладал невероятной памятью, что даже спустя десятилетия мог свободно постранично цитировать Евангелие. При этом он нагружал себя самыми разными дисциплинами - экономической наукой, английский язык, соревновался в стрельбе (даже получил значок "Ворошиловский стрелок"), пытался стать летчиком, но не подошел по возрасту.

В 1939 году произошел отправной момент в дипломатической карьере Громыко: в Наркомате иностранных дел не хватало кадров, а к кандидатурам предъявлялось два требования -  крестьянско-пролетарское происхождение и хоть какое-то знание иностранного языка. Громыко подходил как нельзя лучше - к тому моменту он выучил английский язык до уровня носителя, свободно читая английскую литературу. Подкупали в нем также молодость, образованность и приятный белорусский акцент, а не заметить его было просто не возможно, ведь его рост составлял 185 см.

- Я стал дипломатом по случайности — объяснял он своему сыну спустя много лет. — Выбор мог бы пасть на другого парня из рабочих и крестьян, а это уже закономерность.

В преддверии Второй мировой войны Громыко назначили советником при посольстве СССР в США. После занял должность посла СССР в США.

После этого ему пришлось сменить еще несколько постов -  постоянного представитель СССР при ООН (1946-1948), заместителя министра иностранных дел СССР (1946-1949), 1-го заместителя министра иностранных дел СССР (1949 - 1952), посла в Лондоне (1952-1953), и только потом в 1957 году он стал Министром иностранных дел СССР, и занимал этот пост 28 лет. Кстати, "пересидел" его только Министр путей и сообщения СССР Борис Бещев - он находился в своей должности 28 лет и 7 месяцев, опередив Громыко всего на 60 дней.

ВЗГЛЯД НА ДИПЛОМАТИЮ

Его вклад в советскую дипломатию помогал переговорам по контролю над гонкой вооружений. При нем были подписаны одни из важнейших документов: Договор 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трёх средах, Договор 1968 года о нераспространении ядерного оружия, Договоры по ПРО 1972 года, ОСВ-1, а также Соглашение 1973 года о предотвращении ядерной войны. Он способствовал урегулированию "Карибского кризиса", при нем закреплены восточные границы ФРГ, заключил соглашение о восстановлении мира во Вьетнаме и многое другое.

Его подход к дипломатии был также разработан им. Он не приступал к делу без основательной подготовки, причем подбирал все материалы для этого самостоятельно. Не импровизировал, но мог вести переговоры многие часы. Всю важную информацию он держал в уме и прибегал к папке с информацией только тогда, когда речь шла о цифрах. Для того, чтобы выиграть время на размышление, он прибегал к услугам переводчика, зная при этом английский язык на его уровне. Всегда вел жесткую линию, настаивая на своем и надеясь, что оппонент сдастся под напором эмоциональности и нетерпеливости. И, по словам знакомых, последнее слово всегда оставалось за Андреем Громыко.

Андрей Громыко умер 2 июля 1989 года от осложнений, которые были вызваны разрывом аневризмы брюшной аорты. Его хотели похоронить у Кремлевской стены, но родственники настояли на Новодевичьем кладбище.

ЦИТАТЫ