«Оранжевые» эволюции
Но флагману отечественной автомобильной индустрии сегодня это помогает мало – завод переживает очевидный кризис. 110 тысяч новых машин забили товарные склады. И дело здесь не только в сезонном летнем падении спроса – «тазики» (так называют на ВАЗе свою продукцию), включая новейшие модели «Калина» и «Приора», банально не выдерживают конкуренции со стороны буквально всех иномарок по соотношению «качество/цена».
Тем более что большинство зарубежных автогигантов, обходя протекционистские таможенные пошлины, организовали на территории России собственные сборочные производства. И зарплата рабочих там оказывается даже выше, чем на АвтоВАЗе.
Новое руководство тольяттинского автогиганта, пришедшее на завод в начале 2005 года, пытается выйти из ситуации по банальным рыночным рецептам: избавиться от непрофильных расходов, прежде всего социальных, перебросив заботу о детсадах, поликлиниках и прочей нерентабельной «мелочовке» на плечи муниципальных властей.
В ответ рабочие, и без того придавленные стремительным ростом цен на все и вся, требуют повышения зарплаты – хотя бы до обещанных на недавних выборах 25 тысяч рублей.
Разумеется, требуют не все – инициатором пробной забастовки стал профсоюз «Единство», в котором состоит не более 1% 110-тысячного трудового коллектива ОАО «АвтоВАЗ», а профком, объединяющий 95% рабочих и служащих, занял в данном конфликте нейтральную позицию. Реально в забастовке 1 августа приняло участие не более 450 из ожидавшихся четырех с половиной тысяч человек – рабочих цехов «Мотор-3», 45-2 и 46-1. Вместо анонсированных десяти дней забастовка продолжалась всего три часа – с 11.00 до 14.00. Главный конвейер не останавливался, а количество некомплектных вследствие забастовки машин составило всего 450 штук. Соответственно, требования рабочих администрацией ОАО «АвтоВАЗ» выполнены не были, а участники забастовки рассматриваются ею как банальные нарушители трудовой дисциплины.
Но это – формальные итоги акции. А есть еще и неформальные.
Во-первых, «забастовка на ВАЗе» была максимально «пропиарена» буквально всеми средствами массовой информации – что уже минус нынешнему руководству, позволившему «вынести сор из избы».
Во-вторых, поддержка «микрозабастовщикам» – по крайней мере, моральная – была оказана как официальными политиками разного уровня и партийной принадлежности, связанными с Тольятти и Самарской областью, от «Единой России» до коммунистов и ЛДПР, так и левыми «неформалами», организовавшими пикеты у представительства ОАО «АвтоВАЗ» в Москве.
В-третьих, руководство автозавода явно «дернулось», задействовав местные силовые структуры против людей, обозначенных как публичные «устроители» забастовки. Так, вечером пятницы 28 июля в раздевалке после смены нарядом милиции был задержан активист «Единства», сварщик цеха 48/2 Антон Вичкунин. Причинами задержания, согласно официальному обвинению, стали «препятствие действиям милиции и нецензурная брань».
Вопрос: как оказались и что делали сотрудники МВД в рабочей раздевалке цеха? Или там у них уже постоянный «блокпост»? В понедельник вечером Антон был отпущен домой, зато с грузом листовок арестован другой активист «Единства» – Александр Афанасьев. 29 июля на вокзале в Москве был изъят направляемый в Тольятти тираж газеты «Рабочая демократия» (издание маргинальной Революционной рабочей партии) и арестован представитель РРП Михаил Дороненко. Были задержаны и четыре столичных пикетчика» из молодежных левых организаций (АКМ и СКМ). То, насколько грамотно были раскручены эти инциденты, заставляет предположить, что протестные настроения рабочих, вызванные неблагоприятной социально-экономической обстановкой в городе Тольятти, где буквально парализована местная «вертикаль власти» (Гордума не работает, мэр под арестом), будут раскручиваться и использоваться в политических целях. Об этом почти прямо говорят представители руководства ОАО «АвтоВАЗ», утверждая, что зарплаты на заводе повышаются в полном соответствии с колдоговором, а обещанное «Единой Россией» их увеличение до 25 тысяч в настоящее время физически невозможно.
Говорит Евгений Егоров, председатель Федерации профсоюзов Самарской области: «С нами он (независимый профсоюз «Единство») на контакт не идет, в подписании коллективного договора не участвует, а как только возникает тяжелая ситуация, как сейчас в Тольятти после ареста Уткина (мэр Тольятти Николай Уткин. – Ред.), в связи с реформами, происходящими на ВАЗе, в связи с предстоящими выборами мэра, выборами в Госдуму, «Единство» заявляет о забастовке. На ВАЗе работодатель делает все, что предусмотрено колдоговором. Повышение зарплаты, ее индексация происходят в полном объеме».
Говорит Петр Золотарев, председатель независимого профсоюза «Единство»: «Завод в прошлом году получил неплохую прибыль, пусть хозяева немного поделятся с рабочими своими доходами. Руководство утверждает, что средства нужны на развитие производства, ссылаются на проблемы со сбытом. Но разве справедливо сваливать всю тяжесть производственных проблем на рабочих? Почему на повышение зарплат денег нет, а пульнуть миллионы долларов на покупку 11 иномарок для руководителей завода, представляющих «Рособоронэкспорт», ни у кого рука не дрогнула? На заводе бесхозяйственность и воровство процветают – на днях чуть не вывезли 4 вагона ворованных запчастей. Ликвидируйте эти издержки и платите рабочим по труду!»
Действительно, кто виноват, что на заводе долгие годы правили бал бездарные управленцы, получавшие зарплаты в десятки и сотни раз больше, чем рабочие и инженеры? Что выпускаемые модели автомобилей отстали от западных как минимум на два десятка лет? Что ВАЗ буквально загнан в тупик, выход из которого чреват катастрофическими издержками? И главное – что делать?
Похоже, ответов на эти вопросы у нынешнего руководства нет. А поэтому оно вполне может оказаться заложником не только политических предвыборных игр, но и спецопераций со стороны глобальных конкурентов, которые вовсе не против разжечь на АвтоВАЗе непрерывные «оранжевые эволюции», чтобы потом скупить его активы по дешовке.