Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


«Янтарная сова» упорхнула в великий лес

Учительница из Минска Любовь Сардалишвили выиграла Гран-при на VII Открытом педагогическом конкурсе-фестивале в Калининграде

Любовь Сардалишвили еще в детстве обожала играть в школу, а теперь стала прекрасным педагогом. Фото: Посольство РБ в РФ

БУКВЫ-ПЕТЕЛЬКИ

«Я тетрадочку открою, уголочком поверну. И, друзья мои, не скрою: ручку я вот так держу!» - хором скандирует 1 «Д» 94-й столичной школы, а потом на мгновение наступает тишина. Тридцать четыре пары маленьких ручонок замирают в ожидании диктовки.

Уроки письма многие до сих пор представляют себе как скучное выведение закорючек по узким линейкам. Но у молодой, энергичной Любови Александровны дети вообще забывают о том, что они в школе. Даже я словила себя на мысли, что ради такого учителя можно «еще раз в первый класс».

За 35 минут школяры успели почитать и пописать, декламировали стихи и отгадывали загадки. А физкультминутку провели, запевая песню о «33 красавицах, которые живут на одной странице и повсюду славятся». Больше всего удивило то, как весь урок учительнице удавалось удерживать внимание трех десятков малышей. На переменке они весело галдели, играли в куклы и машинки. Но сразу же после звонка их будто подменили: сосредоточенно слушают, грамотно формулируют мысли, не стесняются высказывать их вслух. И это - в первом классе!

- Мой педагогический принцип: я не на работу иду, а к детям, - скромно говорит Любовь Сардалишвили. - За каждого переживаю, как за своего. Радуюсь даже самым маленьким успехам и не жалею ни сил, ни времени на их достижение. Взять хотя бы петельку буквы «В». И своей рукой писала, и пальчиком водили, и из проволоки делали. Когда она наконец получилась, ребенок расправил плечи: «Петельку одолел - со всем остальным справлюсь».

ПО ЛЕСТНИЦЕ ЗНАНИЙ ВВЕРХ

- Почему пошли в педагогику? С такой внешностью - прямая дорога в модели.

- Дома сохранилась детская анкета, где написано: «Хочу быть учительницей, чтобы носить туфли на каблуках» (смеется). Я обожала играть в школу. Вела журналы, куда выставляла отметки одноклассникам, и даже писала планы-конспекты уроков! Откуда такой интерес? Возможно, от отца. Он офицер в отставке, а по образованию - учитель младших классов. В чем не реализовался сам, передал мне по наследству и учил: «По лестнице знаний карабкайся вверх, как бы сложно ни было». Так и росла. Профессию выбрала осознанно и ни разу в своем выборе не усомнилась.

- Помните свою первую учительницу?

- Мы с ней до сих пор на связи. Валентина Федоровна не только потрясающий педагог, но и отменный организатор. Представьте: начало 90-х, распад Союза, а она на электричках везет целый класс в столицу в цирк. Кстати, именно она привила музыкальный вкус. Помню, как я пела на школьном концерте песню о березке и танцевала с платочком. Хотя тогда на тонкое деревце совсем не была похожа! Теперь мы с малышами тоже регулярно устраиваем выступления для родителей.

- Какие были впечатления, когда впервые пришли в школу в качестве учителя?

- Глаза горели, хотелось взяться за все и сразу. Но методички пишутся для «идеальных» детей, на практике все оказывается сложнее. Был мальчишка, который прятался под парту. Ничего, справились. Сейчас, кстати, в Лондоне учится. В целом переход из детсада в школу и отрыв от мамы многим дается непросто. Потребовалось время, чтобы привыкнуть к детским слезам, и умение успокаивать малышей. Как? Мимикой, голосом, микропаузой. Мои ребята любят обниматься. В первое полугодие они в последние минуты урока с нетерпением ждали звонка. Чтобы поскорее подбежать, обнять и рассказать какую-нибудь историю. Сейчас немного повзрослели, перезнакомились. Истории рассказывают друг дружке.

- Ваш сын помогает понять учеников?

- Еще как! Он сейчас тоже в первом классе. Зимой заметила, что многие дети хлопают ладошкой по лбу, когда у них что-то не получается. Почему? «Мама, ты «Барбоскиных» не смотрела, что ли?» - выдал Павел. Оказалось, так делал один из героев мультфильма. Благодаря сыну работать в каком-то смысле стало легче. Я теперь нахожу объяснение многим детским поступкам и привычкам.

- В школе вы - артистка. Поете, пляшете, играете. Энергия на домашних-то остается?

- Часто приходится задерживаться на работе, но муж понимает и поддерживает. Бывает, поворчит немного, вырезая звездочки к очередному уроку. Но всегда готов выручить при форс-мажоре. Вне работы я такая же активная и легкая на подъем. Люблю ходить на концерты и выезжать на природу с друзьями. Веревочные городки, скалодромы - моя страсть. Страшно, зато какой прилив адреналина! Однажды в туфлях на каблуках пришла на поле для картинга. Не удержалась - села за руль и прокатилась с ветерком.

«КУФАР» С СОКРОВИЩАМИ

На международный конкурс-фестиваль в Калининграде белорусские учителя ездят каждый год. Домой всегда возвращаются с призами.

- Коллеги задали высокую планку. От нас ждали чего-нибудь эдакого, - признается Любовь. - Решили привезти с собой педагогический куфар (сундук. - бел.) с профессиональными наработками. На уроках я давно использую интерактивные упражнения-тренажеры для совершенствования навыка чтения. Разработала их сама на основе методик Ткачевой и Неборской. Получать готовые знания в наше время неактуально. На моем мастер-классе знакомились с «методсокровищами» в игровой форме. Плели васильковые венки и учились работать с интерактивом. Особый восторг вызвало упражнение «Веселые морячки». Неудивительно, мы ведь были на берегу Балтийского моря.

Минскую учительницу на конкурсе ждал сюрприз - пришла поддержать землячка.

- Педагог из России, которая когда-то работала в Беларуси, от души болела за наш мастер-класс. Вообще от Калининграда я в восторге! Город, в который хочется вернуться. Красивый и современный. Конкурс «Янтарная сова» - отличный проект. Столько идей почерпнула для работы. Педагог из Польши рассказала об опыте дополнительного образования: как внуки приходят на занятия вместе с бабушками и дедушками. В эстонских школах дети осваивают финансовую грамотность - по комиксам учатся обращаться с деньгами и понимают их реальную ценность. Московская коллега поделилась идеями уроков с использованием передовых информационных технологий. К слову, образовательные стандарты Беларуси и России с каждым годом становятся ближе. Теперь проще обмениваться опытом.

Говоря о своей победе, Любовь Александровна не перестает повторять: «Янтарная сова» - заслуга всего педагогического коллектива 94-й школы.

- Перед каждым конкурсом (их за моими плечами немало), мы собираемся методическим объединением учителей начальных классов и устраиваем «мозговой штурм». Воплотить в жизнь лучшие идеи можно только при поддержке руководства. Спасибо директору - Татьяне Николаевне Михновой. Бывали случаи, когда мы выходили из стен родной школы на рассвете. Значит, не зря старались.

Янтарная птичка с балтийских берегов теперь живет в Великом лесу - так называется микрорайон Минска, где находится 94-я школа.

ДОСЛОВНО

Ольга Бучель, замдиректора по воспитательной работе средней школы № 94 Минска:

- Когда отправляли нашу коллегу, точно знали: вернется с наградой. Человек харизматичный и творческий, детей любит безгранично. У нее две грамоты Министерства образования Беларуси: первую получила еще студенткой, а вторую - почетную - спустя десять лет, за успехи в работе. В 2017-м выиграла городской конкурс «Столичный учитель - столичному образованию» и стала лауреатом І степени на республиканском «Учителе года». Более того, наша Любочка проводит мастер-классы и ворк-шопы для студентов. Уникальные упражнения-тренажеры для совершенствования навыка чтения можно найти в свободном доступе в интернете. За этим стоит долгий и кропотливый труд. Сегодня детей мало просто учить читать, писать. Делать это нужно интересно.