Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Черное лето 1989-го

Тридцать лет назад произошла крупнейшая в истории СССР железнодорожная катастрофа: в ночь на 4 июня неподалеку от города Аша Челябинской области из-за взрыва газа сгорели два пассажирских поезда

Фото: URA.RU/ТАСС

Более 600 человек пострадали, погибло только по официальным данным 575, из них около 200 детей. Статистика неточная. По некоторым данным, трагедия унесла жизни больше 800 человек.

НОЧЬ ТРАГЕДИИ

Первые дни июня. Лето еще только набирало силу, но погода стояла жаркая, ни ветерка. Начиналась пора летних каникул: поезда мчали своих пассажиров по Транссибу к Черному морю.

Вечером 3 июня что-то случилось с газовым трубопроводом, проходящим неподалеку от магистрали – появилась течь, и газ начал скапливаться. Как раз там, где проходила железная дорога.

1710 километр. Перегон между Ашой и Улу-Теляком. Ночь. Два поезда – Новосибирск-Адлер и Адлер-Новосибирск – въехали в ложбину, где уже несколько часов скапливался газ. Они почти миновали друг друга, как вдруг раздался взрыв. Он был такой мощности, что 37 вагонов буквально разбросало в стороны, а 26 выгорели изнутри. 350 метров железнодорожных путей были смяты. Начался мощнейший пожар – как потом выяснится, пламя уничтожило больше 150 гектаров леса и распространилось на территорию порядка 250 гектаров.

Очевидцы вспоминают: услышав звук взрыва, а затем увидев, как в небе вырастает гриб, они сперва подумали, что была сброшена ядерная бомба. Было от чего: мощность взрыва оказалась сопоставима с той, что зафиксировали в Хиросиме. Люди заживо сгорали, превращались в пепел. А в Аше, находящейся в 11 километрах от места трагедии, в домах вылетели стекла.

СПАСТИ ВЫЖИВШИХ

Один из участников трагедии вспоминал, как звонил дежурному со словами о тысяче погибших и раненых пассажиров. Ему не поверили… Но скоро, поняв, что это совсем не шутка, из Уфы выехали все бригады скорой помощи, что работали в городе. Вскоре к ним присоединились группы спасателей из Челябинска и Москвы. Шла помощь и из зарубежных стран.

Транссиб в этих краях проходит по глухим местам, поэтому организовать спасение выживших и пострадавших было делом сложным. Некоторые, кто мог передвигаться самостоятельно, пытались добраться до населенных пунктов своими силами. Днем 4 июня сюда приехал генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев. 5 июня было объявлено днем траура.

По официальным данным, в результате взрыва пострадало более 600 человек. Однако точных данных нет и сегодня. Потери понесли почти все союзные республики, но более всего – Челябинская область. В результате пожара не стало 122 ее жителей, в том числе 45 человек из 107-й школы – учащихся и преподавателей. Погиб и практически весь состав юношеской команды по хоккею «Трактор-73».

У некоторых не было с собой паспортов: кто бы мог представить в советское время, что они потребуются, и тем более – для опознания. Детишки до пяти лет ехали в поезде без билетов. А анализов ДНК для установления личности тогда еще не проводили. Многих просто не нашли – лишь какие-то обрывки вещей, которые родственники забирали с собой как память.

TASS_33711521.jpeg
Фото: URA.RU/ТАСС

ПОМНИТЬ О СЛУЧИВШЕМСЯ

О трагедии не говорили. Старались сделать вид, что такое в Советском Союзе невозможно. Через год родные и близкие, устав добиваться справедливости, перекрыли движение у 1710 километра Транссиба. Добились разбирательства: обвинения предъявили девяти чиновникам, а также начальнику управления треста «Нефтепроводмонтаж» и другим, кто работал на сооружении газопровода. Семерых признали виновными в том, что они повредили экскаватором трубу и не стали ее ремонтировать, что и привело к взрыву. Но лишь двое отбывали наказание в колонии. Остальных оправдали или амнистировали.

На месте взрыва установлена мемориальная плита с именами погибших. Здесь же – уцелевшие таблички с указанием маршрута с вагонов тех поездов. Трубопровод под Ашей восстанавливать не стали.