04 Июня 2019 года / Текст:  Кристина ХИЛЬКО / К номеру: 23  (846)

Зеленый терминатор против смертельных бактерий

Школьница из Минска знает, как победить золотистый стафилококк

Зеленый терминатор против смертельных бактерий

Лиза Шевцова и думать не думала создать суперсредство от инфекций... Фото: Алексей Столяров

ОСТАНОВИМ ВРЕДИТЕЛЯ

Коварный микроорганизм может вызывать различные заболевания: начиная с легких кожных инфекций и заканчивая смертельно опасными - пневмонией, менингитом, сепсисом. По данным экспертов, бактерии уносят больше жизней, чем ВИЧ. Каждый пятый не выдерживает атаки золотистого стафилококка, устойчивого к антибиотикам. Казалось, что они настолько вездесущи и ко всему могут приспособиться, что человечество никогда не выиграет эту борьбу и не избавится от опасных инфекций.

Однако не у всех опускаются руки. Лиза Шевцова, 16-летняя школьница из Минска, создала чудо-препарат, который сможет совершить прорыв в микробиологии. Даже не совсем так - обнаружила его она случайно.

- Я занималась научной работой, изучала свойства гречихи, - вспоминает девушка. - Решила проверить чувствительность бактерий к ее экстрактам. Из любопытства поместила в чашку Петри, засеянную бактериями, сырье из желудей дуба, листьев расторопши и древесины маакии амурской.

С последней экзотической штучки история и началась. Опыт показал: экстракт маакии прикончил все бактерии. О своем открытии Лиза поспешила рассказать научному руководителю. Загадку, которая ставила в тупик сотни специалистов, разгадала старшеклассница!

- В семенах растения содержится уникальный белок - лектин, который распознает даже раковые клетки. Если к этим белкам присоединить молекулы токсина, то он попадет прямо в цель, в дефектные клетки, - объясняет Олег Дарашкевич, завлабораторией нано- и биотехнологии Республиканского центра инновационного и технического творчества. - Это дерево обладает множеством полезных свойств, но то, что экстракт его древесины подавляет бактерии, действительно большое открытие. И сделала его Лиза.

УРАГАН ЭКСПЕРИМЕНТА

Маакия амурская хорошо известна в народной медицине. Отвар коры используют как болеутоляющее средство. Из семян и листьев создают настойки для лечения опухоли. Древесина ценится у краснодеревщиков. Ее используют для изготовления мебели, фанеры, деревянных частей инструментов. Вещь не теряет своей привлекательности долгие годы.

Древесина эта, правда, очень дорогая. Импортная. В Беларуси дерево растет только в столичном Ботаническом саду. Помог случай. В непогоду ураганный ветер повалил одно из шести деревьев маакии. Обломки отдали в лабораторию юным исследователям.

- Мы целый год сушили дерево, из опилок делали экстракт. Из нашего образца можно получить 200 - 300 миллилитров экстракта и вылечить от инфекционных заболеваний десяток человек. Но экстракт - это смесь компонентов, не все из них обладают нужными свойствами. Нужно выделить конкретные действующие вещества, чтобы результаты были более убедительными. Сейчас как раз над этим работаем, - делится планами Лиза.

Она уже испытала природный эликсир на опасных штаммах агрессивных инфекций.

- Так удивительно! Маакия подавляла все бактерии: и синегнойную палочку, и стрептококк, и золотистый стафилококк, с которым борются едва ли не во всех больницах в мире, - не сдерживает эмоций девушка.

ИНВЕСТОР, ОТЗОВИСЬ!

Исследованиями Лиза увлекается с детства. Пока сверстницы играли в куклы, девочка читала книги о микроскопических существах. Одноклассники хихикали и называли «ботаничкой». Теперь Шевцова - звезда класса. Родители-врачи увлечение дочки поддерживают.

- Открытие Лизы - сенсация. Но впереди еще много работы. Провести биологические испытания, в том числе и на мышах. Но вот загвоздка: для серьезных исследований нужен инвестор, - сетует Олег Дарашкевич.

Для проведения опыта в институтах НАН Беларуси нужно около 10 тысяч долларов. Если испытания окажутся положительными, можно будет получать патент и готовить опытную партию лекарства. Этот этап, по оценке доктора Дарашкевича, потянет уже на 200 тысяч долларов. Но инвестора на горизонте нет… Пока.

Заведующий лабораторией гордится своими ребятами: 126 воспитанников центра стали кандидатами наук, из них девять имеют степень доктора. Многие работают в ведущих мировых лабораториях. Олег Дарашкевич уверен, что у Лизы Шевцовой впереди еще много открытий. В прошлом году она представила свой проект на ярмарке инновационных идей Smart Patent '18, выступая с ведущими учеными из Академии наук.

С профессией десятиклассница определилась давно:

- Буду подавать документы в медицинский университет.

Не за горами каникулы. В планах у Лизы как следует отдохнуть, выспаться и набраться сил перед 11-м классом.

- Исследования забрасывать не буду. Очистка экстракта - долгий и непредсказуемый процесс. Результат может быть завтра, а может - и через год. Главное, набраться терпения. Вдруг удастся изменить мир к лучшему?