«Сколько стоит, чтобы меня не трогали?»
В российской столице стартовала Московская неделя предпринимательства. Что волнует бизнес, с какими проблемами сталкивается и какие меры поддержи ждать от властей, обсуждают на Московском предпринимательском форуме
26 мая с 2007 года в России отмечают праздник - День предпринимателя. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный на 2019-2024 годы, вошел в активную фазу. В масштабе страны стоит задача на 40% нарастить долю малого и среднего бизнеса в ВВП, на четверть с лишним увеличить количество занятых в этой сфере. Для Москвы, как флагманского региона, достичь этих целевых показателей и перевыполнить их — задача-максимум и, если хотите, вопрос престижа. Сейчас в столице работают 827 тысяч субъектов МСБ (из них 330 тысяч индивидуальных предпринимателей), в них трудоустроены почти 2,2 миллиона человек.
Каждый день в столице регистрируются более сотни ИП. По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, с 2010 года число ИП в Москве выросло вдвое.
- За счет развития удобных режимов налогообложения предпринимательство в Москве стало простым и выгодным. Налоговые режимы дополняет система поддержки малого бизнеса, реализуемая в городе: это налоговые каникулы, доступ к заемным средствам, льготные ставки аренды, государственные субсидии, удобные электронные сервисы и другие возможности, которые помогают предпринимателям воплотить свои идеи в жизнь, встать на ноги, считает подчеркнул Владимир Ефимов.
Цифры звучат хорошо, однако так ли это в реальной жизни, обсуждали на Московском предпринимательском форуме на панельной сессии «Законы VS бизнес: кто кого?». Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве, привела интересную статистику: 75 процентов предпринимателей, закрывших в прошлом году свой бизнес в России, сделали это из-за того, что компании перестали быть прибыльным. Но на каждый закрытый бизнес при этом появляется один новый. При этом к омбудсмену чаще всего (20 процентов обращений) из-за нарушения прав бизнеса и честной конкуренции на госзакупках.
Четко сформулировал проблему консультант по оценке регулирующего воздействия (ОРВ) и дерегулированию, автор экспертного телеграм-канала «Комиссия по регуляторике» Даниил Цыганков:
- У нас легко открыть бизнес, но очень сложно его вести.
Иностранный инвестор, сооснователь фонда RedStoneCapital Кэмпбелл Бетвейтс коллегой согласен. Он озвучил три проблемы, отпугивающие потенциальных зарубежных инвесторов от создания бизнесов в России:
- Здесь очень много бумажной отчетности, чудовищное количество законов и регулирующих органов. В итоге и возникает резонный вопрос: «А сколько стоит, чтобы меня не трогали?» Вот простой пример: за рубежом я могу использовать одного бухгалтера для четырех бизнесов, в России все наоборот.
Особенно зарегулирована сфера общепита. По словам Сергея Миронова, владельца сети ресторанов «Мясо & Рыба» и руководителя Агентства оптимизации ресторанного бизнеса «Рестконсалт», количество норм, которые должны соблюдать точки общепита, зашкаливает. По оценкам их около 2 миллионов! Это выходит за всякие рамки. Надо иметь огромное количество людей, чтобы со своей стороны контролировать соблюдение.
Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Евгений Данчиков заверил, что его ведомство работает над этим запросом.
- Нужна оценка требований, подлежащих проверке. Мы не можем взять и написать, исходя из своих теоретических наблюдений, как должна быть построена ваша деятельность. Только в диалоге вырабатываются адекватные критерии, - уверен Данчиков. – И любая проверка означает остановку деятельности из-за прихода контролеров. А это должно быть не особенно ощутимо для бизнеса. Более того, сейчас пересматривается КоАП, пишется новый закон, который будет строиться на тех же принципах, что и реформа контрольно-надзорной деятельности. Максимальная декриминализация, снижение ответственности там, где нет повторяемости нарушений.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Ольга Добычина, основатель пекарни:
- Появление бизнеса – это как рождение ребенка. Родив ребенка, я получила методичку в роддоме, как вести себя с ребенком. Ее очень не хватает для бизнеса – что делать, если вы решили заняться малым бизнесом. Существует большое количество требований, увеличивающих арендные площади. Это отражается в итоге на цене продукта и на возврате инвестиций – он растет. Государство должно быть эталоном для всех. При этом ряд электронных услуг, доступных через различные сайты, даже в Москве работают пока плохо. Про регионы и говорить нечего. Над этим тоже надо работать.