Воздушная тревога!
До конца войны Ил-2 оставался главной ударной силой наших ВВС. «Штурмовики нужны нам как воздух», - сказал Сталин еще осенью 1941-го, когда судьба страны висела на волоске. Производство самолетов постоянно нарастало, достигнув пика к середине 1944 года. Всего было выпущено почти 34 тысячи. Ил-2 стал самым массовым самолетом в истории. Этот рекорд вряд ли когда-нибудь будет побит
Как говорил Маэстро из любимого миллионами фильма: «От винта!» Фото: wikimeia.org
БРОНЯ КРЕПКА
Фашисты ненавидели и панически боялись советского штурмовика Ил-2, называя его «чумой» или «черной смертью». Наши бойцы окрестили его просто - «горбатый». За характерный задний скос фонаря кабины одноместного варианта машины. Хотя изначально свой летающий танк
Сергей Ильюшин создавал именно двухместным - заднюю полусферу должен был прикрывать стрелок с крупнокалиберным пулеметом. Но в такой компоновке самолет превысил весовые характеристики, заложенные в ТЗ, и потерял в скорости. Любой образец военной техники - компромисс между замыслами конструктора, требованиями военных и возможностями промышленности. В итоге стрелка пришлось убрать. В таком виде самолет и встретил войну.
Изюминка Ил-2 - броня, надежно защищавшая мотор и кабину летчика от крупнокалиберных пуль и осколков зенитных снарядов. Обычно дополнительная защита располагалась поверх фюзеляжа. Ильюшин же, напротив, сделал ее его частью, «вживив» в скелет машины. К бронекоробке крепились крылья, двигатель, оборудование. А обшивка крыльев и хвоста осталась деревянной. И это тоже был плюс: снаряды прошивали дерево насквозь, оставляя дыры, а самолет продолжал лететь.
В БОЮ ДАЖЕ ШВАБРЫ СТРЕЛЯЛИ
Ил-2 называли «черной смертью» для нацистов! Фото: wikimeia.org
В лоб на Ил-2 немецкие пилоты не лезли - боялись. Две пушки и два пулемета «горбатого» разносили в куски вражеские истребители. Атаковали наших сзади, зная, что там самолет беззащитен. В первые полтора года войны «горбатые» часто вылетали на задания без прикрытия истребителей, которых катастрофически не хватало. Это одна из главных причин высоких потерь штурмовиков. Средняя живучесть одной машины составляла 30 вылетов. А в 1941 году «Звезду Героя» летчикам давали уже за 20 боевых вылетов.
Голь на выдумки хитра. Пилоты одноместных штурмовиков придумали простой как лапоть, но гениальный способ защиты. В задней части фонаря просверливали дырку и вставляли туда простую палку - типа дуло пулемета. В ход шли даже ручки от швабр. И немцы, клюнув на эту удочку, стали остерегаться атаковать штурмовики с хвоста. С конца 1942 года Ил-2 пошел в серию уже двухместным - со стрелком.
ПУШКИ, ПУЛЕМЕТЫ, БОМБЫ
Помимо двух 37-миллиметровых пушек и двух пулеметов штурмовик нес восемь реактивных снарядов и 600 килограммов бомб. Обычная картина. В деревеньке укрепились немцы. Ни танки, ни пехота их выбить не могут. Тогда им на помощь прилетает пара звеньев Ил-2 и в несколько заходов вываливает на головы фрицев весь свой смертоносный груз. Напоследок прочесывает дымящиеся руины из пушек и пулеметов. После чего наши пехотинцы идут в атаку в полный рост - в ответ ни единого выстрела.