САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Рожденных ползать научили летать

Как наши «левши» доводили до ума импортную боевую технику

Так проходила погрузка танков «Матильда» в ливерпульских доках в октябре 1941 шод. Вскоре они должны отправиться в советские порты. Фото: Wikimedia.org

Сразу после нападения Гитлера на Советский Союз США и Англия заявили, что окажут нашей стране любую возможную помощь. В Америке под это дело был принят специальный закон о ленд-лизе.

КРУТОЙ МАРШРУТ

Поставки шли по трем направлениям: морскими конвоями из Англии в Архангельск и Мурманск, из Ирана через Кавказ и Каспий, а также из Аляски в Сибирь (Алсиб) - по нему из Штатов перегоняли самолеты. Треть последнего воздушного коридора пролегала над безлюдной тундрой, и у летчиков в случае аварии шансов уцелеть почти не было. «Тут могут летать только сумасшедшие русские», - говорили американские пилоты. В общей сложности советские летчики перегнали с Аляски больше восьми тысяч машин. Погибли на трассе 114 человек.

Надо заметить, что в поставках авиатехники сразу обозначилась тенденция: союзники стремились передать нам образцы далеко не первой свежести. В августе 1941 года в ВВС РККА появился английский «Харрикейн», который наши острословы тут же окрестили «Харитоном». Самолет легендарный, вынесший на себе всю тяжесть битвы за Британию, но к середине 1941 года он устарел и проигрывал по всем статьям немецким истребителям. В Союзе они послужили еще около года.

С ПОМОЩЬЮ ГУБНОЙ ПОМАДЫ

На первых порах вся документация приходила с самолетами только на английском языке. А их символы на шкале приборов переправляли на наши с помощью губной помады.

Не надо думать, что советские военные были рады всему, что им пытались толкнуть союзники. Пример - Р-47 «Тандерболт», самолет с российской родословной, между прочим. В 1915 году инженеры Александр Северский и Александр Картвели были командированы в США для обучения авиаделу, а после революции решили не возвращаться. «Тандерболт» стал вершиной их совместного творчества и самым массовым истребителем ВВС США. Но в СССР его оценили иначе. «Это не истребитель, - поставил диагноз легендарный летчик-испытатель Марк Галай, облетав его. - Устойчивый, с комфортабельной просторной кабиной, он замечательно подходит для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно». И от закупок отказались, ограничившись парой сотен машин для ПВО. На уцелевших Р-47 после войны еще лет пятнадцать развозили почту по отдаленным уголкам СССР.

ПРОПЕЛЛЕР

Зато Р-39 «Аэрокобра» благодаря смекалке наших инженеров и мастерству советских летчиков стала настоящей королевой неба. Союзники «Кобру» не жаловали (мол, тихоходная и неуклюжая), хотя сделали ее на американской фирме «Белл» по заказу британцев. Специалисты «Белл» схватились за голову: «Что делать? Ведь машина запущена на конвейер». И предложили свое детище русским. Едва первые «Кобры» появились в СССР, по войскам пошла гулять частушка: «Америка России подарила самолет, между ног пропеллер крутит и мотор наоборот». Компоновка «Кобры» - весьма оригинальная. Мотор - позади кабины. Коленвал, соединяющий движок с пропеллером, проходил через кабину точно между ног у летчика. Во время энергичных маневров в воздухе такая особенность конструкции порой доставляла пилотам чувствительные неудобства.

Посмотрели, облетали. Так: пушка 37 мм - что надо, один снаряд разорвет фашистский «мессер» на куски. Радиостанция - просто мечта. Обзор из кабины великолепный. С остальными недочетами как-нибудь разберемся. По просьбе наших инженеров американцы укрепили хвост, чтобы тот не отрывался при пикировании. От срыва в штопор, чем грешил самолет, спасались, не доливая баки под завязку. Скорость увеличили чисто по-нашенски, наплевав на ограничения в заводских инструкциях. Правда, ресурс двигателей от русского экстрима сократился вдвое, но жизнь пилота важнее. В общем, рожденную ползать научили летать. Р-39 стала грозной птицей и… гордостью американского авиапрома. Заокеанские газеты взахлеб трубили: «Пятнадцать русских асов во главе с Александром Покрышкиным сбили на нашей «Аэрокобре» 535 фашистских самолетов!» Ага, интересно, правда, как бы сложилась судьба самолета, не попади он в СССР.

К середине войны примерно каждый пятый самолет в наших ВВС был ленд-лизовским - истребители, бомбардировщики. Летунам полюбился А-20 «Бостон», особенно в морской авиации, ведь он единственный мог нести сразу две торпеды. Хотя стратегические B-17, которыми они утюжили Германию, американцы нам так и не дали, как мы ни просили.

ЦИФРЫ

Что СССР получил по ленд-лизу

  • 18,7 тысячи самолетов

  • 12,2 тысячи танков

  • 7185 САУ и бронетранспортеров

  • 2588 морских судов разных классов

  • 13,5 тысячи орудий

  • 1,9 тысячи паровозов

  • 11 тысяч вагонов

  • 2230 тысяч тонн бензина

  • 318 тысяч тонн взрывчатых веществ

  • 328 тысяч тонн алюминия

  • 44,6 тысячи станков

  • 35,8 тысячи радиостанций

  • 15,5 миллиона пар армейских ботинок

  • 5 миллионов тонн продовольствия

  • 100 тысяч километров телефонных проводов

НА ДНЕ МОРСКОМ

СОКРОВИЩА «ЭДИНБУРГА» 

Для зампотехов полков и дивизий ленд-лизовская техника была вечной головной болью. За сохранность ее строго спрашивали, вплоть до трибунала. Ведь за нее платили в том числе и золотом, которое, правда, не всегда до адресата доходило вовремя.

Английский крейсер «Эдинбург» принял на борт 5,5 тонны русского золота в слитках и в ночь на 28 апреля 1942 года тихо отчалил из мурманского порта и взял курс на Британию. Шел один, без эскорта. В Лондоне были уверены: нашпигованный сверхчуткой акустикой, дальнозоркими локаторами и мощным вооружением новейший скоростной корабль отобьется от любого противника. В крайнем случае убежит.

Не тут-то было. Нарвался на волчью стаю немецких подлодок, пошел ко дну. В октябре 1981 года советско-британская подводная экспедиция подняла почти все золото с «Эдинбурга». Треть, согласно контракту, досталась Британии, две трети - СССР. Но до сих пор на дне Баренцева моря лежит пять слитков общим весом 60 килограммов.

Брата-близнеца «Эдинбурга» - крейсер «Белфаст» - можно увидеть в Лондоне возле Тауэрского моста. Корабль, в годы войны не раз сопровождавший морские конвои до Мурманска, превращен в музей. На ходу. В реставрации крейсера участвовали и российские фирмы на безвозмездной основе. За общую память, обагренную кровью, мы денег не берем.

ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

ТАНКИ С ПОДАРКАМИ

Самым массовым импортным танком в Красной армии стал американский «Шерман». Союз получил 4063 штуки - почти половину всех изготовленных.

Многие машины приходили с подарками. В укромных уголках наши танкисты находили теплые вещи, сигареты, шоколад, орехи с записками от американских рабочих: «Америка - Россия - дружба! Желаем победы!»

Пожалуй, главное достоинство «Шермана» - вязкая броня. При попадании снаряда она не давала осколков внутри. Еще один плюс - боеукладка снарядов не взрывалась, даже если танк загорался. У Т-34 от взрыва с корнем вырывало башню.

Были и минусы. Высокий «Шерман» на открытом пространстве представлял собой заметную цель. Узкие гусеницы снижали проходимость по осенне-весеннему бездорожью. Даже по хорошим дорогам после 200 километров марша от катков начинали отслаиваться резиновые бандажи. И все же в Берлин победной весной 1945 года первыми вошли именно «Шерманы» 1-го механизированного корпуса, ведь в его составе были только ленд-лизовские машины.

Помимо танков к нам шли полноприводные внедорожники «Виллис» и знаменитые грузовики «Студебекер» - мечта любого фронтового шофера. Массовое насыщение «Студебекерами» повысило подвижность танковых армий, когда по дорогам, вслед за Т-34, прорвавшими оборону противника, на «студерах» неслась пехота. На шасси «Студебекеров», которых мы получили больше 200 тысяч, переселились и реактивные «Катюши». К концу войны «студеры» стали основными грузовиками Красной армии.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Экзамен сдан на "отлично". Что известно о системе "Орешник"

Увидев видео с залпами по Днепропетровску, спецы со всего мира гадали, что это было? Что за неизвестный зверь? Теперь знают. И стало еще страшнее.

МНЕНИЯ

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

Столицы России и Беларуси занимают почётные места в мировых рейтингах

Валерий Чумаков

Всему на свете когда-то неизбежно наступает конец. Вот и русофобия, судя по многим параметрам, постепенно теряет популярность даже в самых недружественных странах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также