САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Рожденных ползать научили летать

Как наши «левши» доводили до ума импортную боевую технику

Так проходила погрузка танков «Матильда» в ливерпульских доках в октябре 1941 шод. Вскоре они должны отправиться в советские порты. Фото: Wikimedia.org

Сразу после нападения Гитлера на Советский Союз США и Англия заявили, что окажут нашей стране любую возможную помощь. В Америке под это дело был принят специальный закон о ленд-лизе.

КРУТОЙ МАРШРУТ

Поставки шли по трем направлениям: морскими конвоями из Англии в Архангельск и Мурманск, из Ирана через Кавказ и Каспий, а также из Аляски в Сибирь (Алсиб) - по нему из Штатов перегоняли самолеты. Треть последнего воздушного коридора пролегала над безлюдной тундрой, и у летчиков в случае аварии шансов уцелеть почти не было. «Тут могут летать только сумасшедшие русские», - говорили американские пилоты. В общей сложности советские летчики перегнали с Аляски больше восьми тысяч машин. Погибли на трассе 114 человек.

Надо заметить, что в поставках авиатехники сразу обозначилась тенденция: союзники стремились передать нам образцы далеко не первой свежести. В августе 1941 года в ВВС РККА появился английский «Харрикейн», который наши острословы тут же окрестили «Харитоном». Самолет легендарный, вынесший на себе всю тяжесть битвы за Британию, но к середине 1941 года он устарел и проигрывал по всем статьям немецким истребителям. В Союзе они послужили еще около года.

С ПОМОЩЬЮ ГУБНОЙ ПОМАДЫ

На первых порах вся документация приходила с самолетами только на английском языке. А их символы на шкале приборов переправляли на наши с помощью губной помады.

Не надо думать, что советские военные были рады всему, что им пытались толкнуть союзники. Пример - Р-47 «Тандерболт», самолет с российской родословной, между прочим. В 1915 году инженеры Александр Северский и Александр Картвели были командированы в США для обучения авиаделу, а после революции решили не возвращаться. «Тандерболт» стал вершиной их совместного творчества и самым массовым истребителем ВВС США. Но в СССР его оценили иначе. «Это не истребитель, - поставил диагноз легендарный летчик-испытатель Марк Галай, облетав его. - Устойчивый, с комфортабельной просторной кабиной, он замечательно подходит для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно». И от закупок отказались, ограничившись парой сотен машин для ПВО. На уцелевших Р-47 после войны еще лет пятнадцать развозили почту по отдаленным уголкам СССР.

ПРОПЕЛЛЕР

Зато Р-39 «Аэрокобра» благодаря смекалке наших инженеров и мастерству советских летчиков стала настоящей королевой неба. Союзники «Кобру» не жаловали (мол, тихоходная и неуклюжая), хотя сделали ее на американской фирме «Белл» по заказу британцев. Специалисты «Белл» схватились за голову: «Что делать? Ведь машина запущена на конвейер». И предложили свое детище русским. Едва первые «Кобры» появились в СССР, по войскам пошла гулять частушка: «Америка России подарила самолет, между ног пропеллер крутит и мотор наоборот». Компоновка «Кобры» - весьма оригинальная. Мотор - позади кабины. Коленвал, соединяющий движок с пропеллером, проходил через кабину точно между ног у летчика. Во время энергичных маневров в воздухе такая особенность конструкции порой доставляла пилотам чувствительные неудобства.

Посмотрели, облетали. Так: пушка 37 мм - что надо, один снаряд разорвет фашистский «мессер» на куски. Радиостанция - просто мечта. Обзор из кабины великолепный. С остальными недочетами как-нибудь разберемся. По просьбе наших инженеров американцы укрепили хвост, чтобы тот не отрывался при пикировании. От срыва в штопор, чем грешил самолет, спасались, не доливая баки под завязку. Скорость увеличили чисто по-нашенски, наплевав на ограничения в заводских инструкциях. Правда, ресурс двигателей от русского экстрима сократился вдвое, но жизнь пилота важнее. В общем, рожденную ползать научили летать. Р-39 стала грозной птицей и… гордостью американского авиапрома. Заокеанские газеты взахлеб трубили: «Пятнадцать русских асов во главе с Александром Покрышкиным сбили на нашей «Аэрокобре» 535 фашистских самолетов!» Ага, интересно, правда, как бы сложилась судьба самолета, не попади он в СССР.

К середине войны примерно каждый пятый самолет в наших ВВС был ленд-лизовским - истребители, бомбардировщики. Летунам полюбился А-20 «Бостон», особенно в морской авиации, ведь он единственный мог нести сразу две торпеды. Хотя стратегические B-17, которыми они утюжили Германию, американцы нам так и не дали, как мы ни просили.

ЦИФРЫ

Что СССР получил по ленд-лизу

  • 18,7 тысячи самолетов

  • 12,2 тысячи танков

  • 7185 САУ и бронетранспортеров

  • 2588 морских судов разных классов

  • 13,5 тысячи орудий

  • 1,9 тысячи паровозов

  • 11 тысяч вагонов

  • 2230 тысяч тонн бензина

  • 318 тысяч тонн взрывчатых веществ

  • 328 тысяч тонн алюминия

  • 44,6 тысячи станков

  • 35,8 тысячи радиостанций

  • 15,5 миллиона пар армейских ботинок

  • 5 миллионов тонн продовольствия

  • 100 тысяч километров телефонных проводов

НА ДНЕ МОРСКОМ

СОКРОВИЩА «ЭДИНБУРГА» 

Для зампотехов полков и дивизий ленд-лизовская техника была вечной головной болью. За сохранность ее строго спрашивали, вплоть до трибунала. Ведь за нее платили в том числе и золотом, которое, правда, не всегда до адресата доходило вовремя.

Английский крейсер «Эдинбург» принял на борт 5,5 тонны русского золота в слитках и в ночь на 28 апреля 1942 года тихо отчалил из мурманского порта и взял курс на Британию. Шел один, без эскорта. В Лондоне были уверены: нашпигованный сверхчуткой акустикой, дальнозоркими локаторами и мощным вооружением новейший скоростной корабль отобьется от любого противника. В крайнем случае убежит.

Не тут-то было. Нарвался на волчью стаю немецких подлодок, пошел ко дну. В октябре 1981 года советско-британская подводная экспедиция подняла почти все золото с «Эдинбурга». Треть, согласно контракту, досталась Британии, две трети - СССР. Но до сих пор на дне Баренцева моря лежит пять слитков общим весом 60 килограммов.

Брата-близнеца «Эдинбурга» - крейсер «Белфаст» - можно увидеть в Лондоне возле Тауэрского моста. Корабль, в годы войны не раз сопровождавший морские конвои до Мурманска, превращен в музей. На ходу. В реставрации крейсера участвовали и российские фирмы на безвозмездной основе. За общую память, обагренную кровью, мы денег не берем.

ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

ТАНКИ С ПОДАРКАМИ

Самым массовым импортным танком в Красной армии стал американский «Шерман». Союз получил 4063 штуки - почти половину всех изготовленных.

Многие машины приходили с подарками. В укромных уголках наши танкисты находили теплые вещи, сигареты, шоколад, орехи с записками от американских рабочих: «Америка - Россия - дружба! Желаем победы!»

Пожалуй, главное достоинство «Шермана» - вязкая броня. При попадании снаряда она не давала осколков внутри. Еще один плюс - боеукладка снарядов не взрывалась, даже если танк загорался. У Т-34 от взрыва с корнем вырывало башню.

Были и минусы. Высокий «Шерман» на открытом пространстве представлял собой заметную цель. Узкие гусеницы снижали проходимость по осенне-весеннему бездорожью. Даже по хорошим дорогам после 200 километров марша от катков начинали отслаиваться резиновые бандажи. И все же в Берлин победной весной 1945 года первыми вошли именно «Шерманы» 1-го механизированного корпуса, ведь в его составе были только ленд-лизовские машины.

Помимо танков к нам шли полноприводные внедорожники «Виллис» и знаменитые грузовики «Студебекер» - мечта любого фронтового шофера. Массовое насыщение «Студебекерами» повысило подвижность танковых армий, когда по дорогам, вслед за Т-34, прорвавшими оборону противника, на «студерах» неслась пехота. На шасси «Студебекеров», которых мы получили больше 200 тысяч, переселились и реактивные «Катюши». К концу войны «студеры» стали основными грузовиками Красной армии.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Рамзан Кадыров призвал чеченских мужчин добровольно отправиться на СВО
  2. Совместное заседание коллегий экономических ведомств Беларуси и РФ пройдет 1 ноября в Смоленске
  3. Россия бессрочно закрыла въезд для 131 гражданина Австралии
  4. Владимир Путин: Продолжительность жизни в РФ должна выйти на уровень «80 плюс»
  5. Владимир Путин провел тренировку стратегических сил ядерного сдерживания
  6. В 2025 году россияне смогут забрать до 412 тыс. рублей пенсионных накоплений
  7. Вячеслав Володин: Политика Вашингтона сводится к уничтожению граждан Республики Куба
  8. Участников СВО освободят от уплаты исполнительского сбора
  9. Вячеслав Володин: Организация незаконной миграции отнесена к особо тяжким преступлениям
  10. В диверсионной группе ВСУ, пытавшейся ворваться в Брянскую область, было 10 человек
  11. II Минская конференция по евразийской безопасности соберет 600 участников из 45 стран
  12. Александр Лукашенко: Надо крестьянам помогать!
  13. Госдума призвала ООН прекратить блокаду Кубы
  14. Песков: Запад позволяет себе недопустимые ультиматумы Грузии
  15. Российские войска освободили Горняк, Катериновку, Доброволье и Селидово в ДНР

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Александр Лукашенко: Высший Госсовет состоится в декабре

Александр Лукашенко: Высший Госсовет состоится в декабре

МНЕНИЯ

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


Отдайте нам Чубайса!

Валерий Чумаков

Начать процедуру экстрадиции бывшего главы РАО «ЕЭС России» призвал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин


Западу настал полный БРИКС

Анатолий Заусайлов

Саммит в Казани показал, что изолировать Россию невозможно

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также