Ты шрам на сердце Беларуси, Тростенец
Один из самых больших в Европе лагерей смерти в годы войны находился под Минском
Монумент «Массив имен» установили на деньги австрийского правительства в память о евреях этой страны, погибших в лагере смерти. Фото: БЕЛТА
В слове «Тростенец» столько же боли, горя и ужаса, сколько и в названиях Освенцим, Собибор, Бухенвальд...
Много лет это место уничтожения фашистами сотен военнопленных, мирных жителей, прежде всего из минского гетто, было вне официальной историографии - а ведь в Тростенце гитлеровцами были замучены, расстреляны, сожжены свыше 206 500 человек. Недавно Президент Беларуси Александр Лукашенко и канцлер Австрии Себастьян Курц открыли здесь памятник, увековечивший имена австрийских евреев, погибших в этом месте.
Самое страшное, что тысячи жертв концлагеря остались безымянными. На том самом месте четыре года назад установили десятиметровую бронзовую композицию с фигурами застывших в безмолвном крике узников, буквально впечатанных в створки лагерных ворот.
О монументе с символическим названием «Врата Памяти» в интервью «СВ» рассказывает автор - скульптор Константин Костюченко.
ВРАТА МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
- Монумент - это символ трагической белорусской истории с ее тысячами прерванных жизней и искалеченных судеб. Психологически было трудно работать над этим проектом?
- Помнить о страшных жертвах военного Молоха - меньшее, что мы можем сегодня сделать для них. Я хотел, чтобы монумент заставил каждого хотя бы на минуту остановиться и задуматься о трагедии войны. Когда устанавливали бронзовую композицию, к нам приходили люди и со слезами на глазах рассказывали о родных, которые здесь погибли. На начальном этапе работы мы подняли архивы, посмотрели архитектуру мемориалов на месте других лагерей смерти. Тростенец по количеству жертв уступает только Освенциму, Майданеку и Треблинке. Монумент, посвященный памяти жертв нацизма, решили оформить без лишней помпезности. Не хотелось тревожить останки людей, погребенных в братской могиле на огромном поле.
- «Врата Памяти» с фигурами изможденных узников не дают забыть, что в Тростенце были расстреляны и сожжены больше двухсот тысяч человек. Откуда появился образ, который мы видим сегодня?
- Создавать эскиз я начал еще в 2007 году. Врата - это символ перехода. В Тростенец можно было войти, но бежать из лагеря удалось единицам. На монументе изображены люди, которые испытали нечеловеческие муки. У композиции нет возвышенностей и ступеней. Отказался от них специально, чтобы каждый мог прикоснуться к воротам, пройти через них и почувствовать ужас и безысходность, которые здесь царили в страшные годы. Мы с главным архитектором проекта Анной Аксеновой видели монумент лапидарным, без деталей - перед памятником просто лежат гранитные плиты, а рядом - ровный газон.
- Не обидно, когда вашу работу называют мрачной и пугающей?
- Монумент стоит на земле, залитой кровью, и скульптура буквально кричит об этом. Когда решил участвовать в конкурсе, многие говорили, что я еще молод для такой сложной темы. Но я был уверен в своих силах. Мои учителя - художник Михаил Савицкий и скульптор Лев Гумилевский. Мастера советовали, критиковали, подсказывали. В создании образов очень помогли воспоминания Савицкого. Автор знаменитого полотна «Партизанская мадонна» прошел через ужасы концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау. Я не мог подвести своих учителей.
Скульптуру Константина Костюченко сравнивают с вратами между жизнью и смертью. Фото: БЕЛТА.
МАСШТАБ ТРАГЕДИИ
- «Врата Памяти» - самая высокая бронзовая скульптура в Беларуси. Что было самым сложным при ее создании?
- Многие советовали сделать створки ворот в два раза меньше. Но я настоял на своем десятиметровом варианте. Наверное, никакая скульптура не в состоянии отразить масштаб страшной трагедии Тростенца. Более мелкая работа в большом открытом пространстве просто потерялась бы. Мы с коллегами буквально жили в мастерской три месяца. Работали в экстремальных условиях: огромный цех практически не отапливался, в холоде с утра до ночи лепили монумент из глины. Приходилось включать тепловые пушки, чтобы материал не замерз. На возведение огромной скульптуры высотой с четырехэтажный дом ушло 32 тонны глины и почти столько же бронзы.
- События Великой Отечественной войны стоили жизни каждого третьего белоруса. Трагедия не обошла стороной и вашу семью.
- На фронте сражались оба деда. К сожалению, сегодня их уже нет в живых. Знаю, что они больше всего хотели, чтобы дети, внуки, правнуки никогда не испытали кошмаров военных лет. Горжусь, что мои родные, как и миллионы людей, вложили свой вклад в Победу, сделали все, чтобы мы могли спокойно жить. Важно бережно хранить рассказы отцов, дедов, прадедов, чтобы не допустить подмены понятий, искажения истории.
- В марте в мемориальном комплексе «Тростенец» открыли монумент «Массив имен» - памятник австрийским жертвам нацизма в годы Второй мировой войны. Расскажите о совместном белорусско-австрийском проекте.
- Автором концепции «Массив имен» стал австрийский архитектор Даниэль Занвальд. Я со своей стороны, как скульптор, воплощал идею в жизнь. На постаменте десять колонн - символы десяти эшелонов с австрийскими евреями, депортированными из Вены в Тростенец. На колоннах высечены имена жертв. В списке погибших - тысячи человек. Их имена не будут забыты.
ВО ИМЯ МИРА
МЕСТО СКОРБИ И БОЛИ
Тростенец - один из самых больших лагерей смерти в Европе. Жертвами стали жители Беларуси, России, Украины, Польши, Австрии, Германии, Чехословакии, Франции.
Мемориальный комплекс «Тростенец» объединяет несколько мест, где уничтожали людей: деревня Малый Тростенец, где содержались узники, урочище Шашковка - место массового сожжения узников, урочище Благовщина - место массового расстрела.
Первый комплекс и мемориальную скульптуру «Врата памяти» открыли на территории бывшего лагеря 22 июня 2015 года. По данным историков, в Тростенце были расстреляны и сожжены около 10 тысяч австрийцев. В конце марта Александр Лукашенко и Федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц открыли здесь новый мемориал. Президент Беларуси подчеркнул:
- Монумент не просто возвращает из небытия имена тысяч жертв. Он символизирует стремление новых поколений знать о трагической судьбе своих предков и сохранять память о них. Этот памятник - напоминание о том, как далеко могут завести агрессия, берущая верх над здравым смыслом, непомерные политические амбиции, антинаучные и античеловеческие теории. Пусть этот каменный символ станет вечным напоминанием о том, что мир действительно очень хрупок, а человеческая жизнь бесценна. Наша святая обязанность - передать память об этой войне потомкам, предостеречь будущие поколения от повторения фатальных ошибок прошлого. Сберечь мир на Земле.
ДОСЬЕ «СВ»
Константин Костюченко - скульптор, доцент кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств. Учился в Академии изящных искусств во Флоренции. Представлял Беларусь на Венецианском биеннале в 2011 году. Обладатель престижных международных и национальных премий и наград. Лауреат специальной премии Президента Беларуси за создание монумента «Врата памяти» мемориального комплекса «Тростенец». Работы мастера хранятся в отечественных музеях современного искусства и в частных коллекциях Франции, Бельгии, Австрии, Италии.