Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Двести портретов с натуры

Освобождение Минска от немецких захватчиков описано в исторических документах, художественной литературе. Но атмосферу этого события лучше всего передает грандиозное художественное полотно непосредственного участника и свидетеля тех дней Валентина Волкова

Грандиозное полотно Валентина Волкова сейчас украшает постоянную экспозицию Национального художественного музея. А до этого почти тридцать лет картина, намотанная на барабан, томилась в запасниках.

Волков начал работу над полотном «Минск. 3 июля 1944 года» в 1945-м. Вначале сюжет ему заказали для украшения одного из залов Дома Правительства в качестве росписи стены. Но идея трансформировалась в картину на холсте. Художнику определили гонорар в 100 тысяч рублей - «мол, за такие деньги сделай быстро». Но Валентин Волков, художник академической русской школы живописи, не мог и не хотел делать «скороспелую» работу. Он задумал эпохальное полотно с композиционными приемами классической живописи. Все персонажи писались с натуры. А это 220 подготовительных черновиков, одиннадцать эскизов композиции, полсотни этюдов, больше ста хорошо проработанных, наделенных индивидуальной характеристикой фигур.

- Дед приглашал позировать для картины солдат из дивизии, стоявшей в Уручье под Минском, - вспоминал внук художника Сергей Волков. - Он лично проводил отбор. Командиры ради такого важного дела без вопросов отпускали бойцов в увольнение. Горожане, которые с радостью встречают солдат, - это жители минских улиц Некрасова, Беломорской, Восточной. Почему оттуда? Здесь была мастерская. Дед ходил по домам, встречал людей прямо на улице и звал в студию.

Есть на картине и родные живописца. Пара, которая протягивает цветы танкистам, - сын Анатолий с женой. Тут же можно увидеть и дочь Ирину. Позировали Волкову и друзья-художники: Николай Назаренко, Владимир Хрусталев, Михаил Довляго со своей семилетней дочкой Зоей и другие.

Понятно, что все оговоренные сроки были сорваны и выплаты прекратились. Правительство было в ярости. Пантелеймон Пономаренко, первый секретарь ЦК КПБ, поехал в мастерскую, чтобы поторопить автора. Но когда он увидел размах картины и понял замысел, распорядился продлить договор.

В студии углем была исписана вся стена. Заметки фиксировали, кто позировал художнику, кому и сколько он должен. На долги ушла едва ли не половина гонорара.

Решающую роль в судьбе картины сыграла Елена Аладова - директор Художественного музея. Это она настояла, чтобы «Освобождение Минска» оказалось не в коридорах Дома правительства, а в национальной экспозиции. Впервые «Минск. 3 июля 1944 года» широкая публика увидела на Республиканской выставке в 1953-м. И после нее художник все еще дорабатывал свое произведение. Затем полотно показали московской публике - на декаде белорусского искусства в 1955 году. Картина произвела фурор. Ее обсуждали, о ней писали в центральных газетах. После выставки Волков проснулся знаменитым и вскоре получил звание народного художника.

В 1978 году картина была на десятилетия спрятана в хранилище. Так бывает, когда художественная ценность не является очевидной для тех, кто формирует постоянную экспозицию музея. Почти тридцать лет огромное полотно - пять с половиной метров на три! - не просто пылилось в запасниках. А находилось там… в скрученном виде. Лишь в 2005 году по настоянию Сергея Волкова холст сняли с барабана. Боялись раскрывать, но картина оказалась в идеальном состоянии. Реставрировать не нужно было - Валентин Волков тщательно соблюдал технологию живописи, которую ему преподавали в Петербургской академии искусств.

Работу вернули в постоянную экспозицию Национального художественного музея. Это снова стало событием. Посмотреть на нее шли ветераны. Многие посетители искали и находили на картине близких, знакомых, вспоминали тех, кого уже нет.

 sv5-0805-volkov-40.jpg

Фото: Wikimedia.ru

Минск вновь увидел день своего освобождения.

Картина будто соткана из эмоций минчан, которые дождались помощи, встретили освободителей, выжили в конце концов. Безмерная радость передана богатством цвета и яркими красками: триумф долгожданной Победы на фоне испепеленного города.

Волков писал то, что видел своими глазами. Что сам прочувствовал. Он вспоминал: «Я начал работать над этой картиной потому, что сам встречал наши войска, я так много пережил, и это самое потрясающее впечатление всей моей жизни, избавление нас, обреченных, от лютой смерти...»

В центре композиции - советский танк ИС-2, гроза немецких «Тигров». За ним - танк-легенда Т-34. Сегодня «тридцатьчетверка» - украшение праздничного парада в столице, а в 1944 году - главный символ освобождения.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея:

- Картина «Минск 3 июля 1944 года» - «визитная карточка» Валентина Волкова. Особую смысловую нагрузку несет городской пейзаж, конкретизируя время и место действия - район от улицы Ленинской до площади Свободы с руинами зданий и возвышающимися над ними монументальными башнями костела Пресвятой Девы Марии. Волков точно передал ощущение счастья и триумфа, с которым минчане приветствовали солдат-освободителей в то солнечное июльское утро. Полотно занимает особое место в искусстве Беларуси. Это наш символ Победы и радости освобождения родного города и всей страны.

ДОСЬЕ «СВ»

Валентин Волков родился в 1881 году в Орловской губернии. Дед был крепостным художником. Отец работал портретистом в Ельце. В 1907-м Волков закончил Пензенское художественное училище, после этого его зачислили в Петербургскую академию художеств. С 1919 года преподавал в народной художественной школе Велижа, в 1923 - 1929 годах - в Витебском художественном техникуме, основанном Марком Шагалом. Писал портреты Горького, Купалы, оформлял книги белорусских писателей. Пережил годы оккупации в Минске. В 1953 - 1964 годах преподавал в Белорусском государственном театрально-художественном институте. В 1955 году получил звание народного художника БССР. Валентин Волков - автор рисунка Государственного герба БССР, утвержденного в 1927 году. Умер в 1964 году.