САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Двести портретов с натуры

Освобождение Минска от немецких захватчиков описано в исторических документах, художественной литературе. Но атмосферу этого события лучше всего передает грандиозное художественное полотно непосредственного участника и свидетеля тех дней Валентина Волкова

Грандиозное полотно Валентина Волкова сейчас украшает постоянную экспозицию Национального художественного музея. А до этого почти тридцать лет картина, намотанная на барабан, томилась в запасниках.

Волков начал работу над полотном «Минск. 3 июля 1944 года» в 1945-м. Вначале сюжет ему заказали для украшения одного из залов Дома Правительства в качестве росписи стены. Но идея трансформировалась в картину на холсте. Художнику определили гонорар в 100 тысяч рублей - «мол, за такие деньги сделай быстро». Но Валентин Волков, художник академической русской школы живописи, не мог и не хотел делать «скороспелую» работу. Он задумал эпохальное полотно с композиционными приемами классической живописи. Все персонажи писались с натуры. А это 220 подготовительных черновиков, одиннадцать эскизов композиции, полсотни этюдов, больше ста хорошо проработанных, наделенных индивидуальной характеристикой фигур.

- Дед приглашал позировать для картины солдат из дивизии, стоявшей в Уручье под Минском, - вспоминал внук художника Сергей Волков. - Он лично проводил отбор. Командиры ради такого важного дела без вопросов отпускали бойцов в увольнение. Горожане, которые с радостью встречают солдат, - это жители минских улиц Некрасова, Беломорской, Восточной. Почему оттуда? Здесь была мастерская. Дед ходил по домам, встречал людей прямо на улице и звал в студию.

Есть на картине и родные живописца. Пара, которая протягивает цветы танкистам, - сын Анатолий с женой. Тут же можно увидеть и дочь Ирину. Позировали Волкову и друзья-художники: Николай Назаренко, Владимир Хрусталев, Михаил Довляго со своей семилетней дочкой Зоей и другие.

Понятно, что все оговоренные сроки были сорваны и выплаты прекратились. Правительство было в ярости. Пантелеймон Пономаренко, первый секретарь ЦК КПБ, поехал в мастерскую, чтобы поторопить автора. Но когда он увидел размах картины и понял замысел, распорядился продлить договор.

В студии углем была исписана вся стена. Заметки фиксировали, кто позировал художнику, кому и сколько он должен. На долги ушла едва ли не половина гонорара.

Решающую роль в судьбе картины сыграла Елена Аладова - директор Художественного музея. Это она настояла, чтобы «Освобождение Минска» оказалось не в коридорах Дома правительства, а в национальной экспозиции. Впервые «Минск. 3 июля 1944 года» широкая публика увидела на Республиканской выставке в 1953-м. И после нее художник все еще дорабатывал свое произведение. Затем полотно показали московской публике - на декаде белорусского искусства в 1955 году. Картина произвела фурор. Ее обсуждали, о ней писали в центральных газетах. После выставки Волков проснулся знаменитым и вскоре получил звание народного художника.

В 1978 году картина была на десятилетия спрятана в хранилище. Так бывает, когда художественная ценность не является очевидной для тех, кто формирует постоянную экспозицию музея. Почти тридцать лет огромное полотно - пять с половиной метров на три! - не просто пылилось в запасниках. А находилось там… в скрученном виде. Лишь в 2005 году по настоянию Сергея Волкова холст сняли с барабана. Боялись раскрывать, но картина оказалась в идеальном состоянии. Реставрировать не нужно было - Валентин Волков тщательно соблюдал технологию живописи, которую ему преподавали в Петербургской академии искусств.

Работу вернули в постоянную экспозицию Национального художественного музея. Это снова стало событием. Посмотреть на нее шли ветераны. Многие посетители искали и находили на картине близких, знакомых, вспоминали тех, кого уже нет.

 

Двести портретов с натуры

Фото: Wikimedia.ru

Минск вновь увидел день своего освобождения.

Картина будто соткана из эмоций минчан, которые дождались помощи, встретили освободителей, выжили в конце концов. Безмерная радость передана богатством цвета и яркими красками: триумф долгожданной Победы на фоне испепеленного города.

Волков писал то, что видел своими глазами. Что сам прочувствовал. Он вспоминал: «Я начал работать над этой картиной потому, что сам встречал наши войска, я так много пережил, и это самое потрясающее впечатление всей моей жизни, избавление нас, обреченных, от лютой смерти...»

В центре композиции - советский танк ИС-2, гроза немецких «Тигров». За ним - танк-легенда Т-34. Сегодня «тридцатьчетверка» - украшение праздничного парада в столице, а в 1944 году - главный символ освобождения.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея:

- Картина «Минск 3 июля 1944 года» - «визитная карточка» Валентина Волкова. Особую смысловую нагрузку несет городской пейзаж, конкретизируя время и место действия - район от улицы Ленинской до площади Свободы с руинами зданий и возвышающимися над ними монументальными башнями костела Пресвятой Девы Марии. Волков точно передал ощущение счастья и триумфа, с которым минчане приветствовали солдат-освободителей в то солнечное июльское утро. Полотно занимает особое место в искусстве Беларуси. Это наш символ Победы и радости освобождения родного города и всей страны.

ДОСЬЕ «СВ»

Валентин Волков родился в 1881 году в Орловской губернии. Дед был крепостным художником. Отец работал портретистом в Ельце. В 1907-м Волков закончил Пензенское художественное училище, после этого его зачислили в Петербургскую академию художеств. С 1919 года преподавал в народной художественной школе Велижа, в 1923 - 1929 годах - в Витебском художественном техникуме, основанном Марком Шагалом. Писал портреты Горького, Купалы, оформлял книги белорусских писателей. Пережил годы оккупации в Минске. В 1953 - 1964 годах преподавал в Белорусском государственном театрально-художественном институте. В 1955 году получил звание народного художника БССР. Валентин Волков - автор рисунка Государственного герба БССР, утвержденного в 1927 году. Умер в 1964 году.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также