Александр Коржаков: Как я защищал «Брестскую крепость»
Личный телохранитель первого Президента РФ Бориса Ельцина, генерал-лейтенант в отставке рассказал корреспонденту «СВ» о малоизвестных эпизодах своей работы депутатом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Фильм о тех, кто принял на себя удар фашистов в цитадели над Бугом, стал событием в отечественном кино. Фото: Кадр из фильма.
ВОЙНА НА ЭКРАНЕ
- Александр Васильевич, вы в 2000-х годах входили в Комиссию ПС по информационной политике. Чего удалось добиться?
- «Текучку» я не беру. Постоянно возникали разные вопросы, которые приходилось оперативно решать. Но главное, чем горжусь - удалось спасти самый масштабный союзный кинопроект «Брестская крепость». Когда утверждался бюджет картины, на обсуждение пригласили много ветеранов. Среди них были даже те, кто тогда, в июне 1941 года, оборонял брестскую цитадель. Где-то за неделю до обсуждения каждому из ветеранов передали сценарий фильма, чтобы они успели его прочитать и составить свое мнение о нашем кинопроекте. Честно скажу, многим сценарий не понравился. Мне, кстати, некоторые моменты в нем тоже не приглянулись. Вся эта любовь-морковь, дети какие-то, еще кое-какая чушь… Но вместе с тем я знал, что батальные сцены в картине снимет суперпрофессиональная команда - это будет зрелище. Война на экране будет настоящая. Страшная. И кровавая. Какой она, собственно, и была на самом деле. Ну а всякие там сентиментальные моменты - бог с ними, пусть остаются.
Режиссер убеждал, что это просто необходимо для того, чтобы фильм собрал более широкую аудиторию. Правы в итоге оказались все - и он, и мы. Фильм сделан полностью на деньги Союзного государства. Бюджет - около 150 миллионов рублей. Деньги приличные по тем временам, но союзная казна вполне могла их потянуть. Для такого фильма это вообще копейки.
Во время прений-обсуждений раздавались разные мнения. И судьба картины оставалась неопределенной, пока слово не взял я. Рассказываю это вовсе не для того, чтобы как-то выгородить свою персону. Мне это не нужно, меня и так все знают. Я сказал тогда примерно так: если мы сейчас пожадничаем и не дадим денег, картину все равно снимут, но только уже без участия Союзного государства, потом очень сильно пожалеем. Война каленым железом прошлась по нашей большой стране. Это общая боль. В те годы на военную тему почти ничего не снимали. Гнали на экране разную попсу. Поэтому мы просто обязаны сделать этот фильм. Чтобы рассказать - прежде всего молодому поколению, в чьи головы тогда вдалбливали всякую завиральную чушь, в том числе через новые учебники истории, - рассказать и показать правду о подвиге наших народов на примере защитников Брестской крепости, святого места для каждого белоруса и россиянина. Кому, как не нам, депутатам Союзного государства, должна принадлежать инициатива? Убедительно аргументировал свою позицию. И после выступления прения сразу прекратились. И депутаты, и ветераны единогласно решили: фильму «Брестская крепость» быть. Фильм в кинотеатрах пошел на ура. У моего среднего внука Вани это вообще любимый фильм.
Когда его показывают по телевизору, он все бросает, садится смотреть. Настоящий патриотический фильм получился.
УНИКАЛЬНЫЙ БАЯН
- Фестиваль «Славянский базар» возродился тоже не без вашего участия?
- Можно и так сказать. Хотя многие сомневались: а нужно ли это? Будет ли он вновь популярен? Мы сняли все вопросы в один день. Вместе с продюсером Игорем Крутым приехали в гости к Президенту Беларуси Александру Лукашенко, подарили ему уникальный баян, потом сели за стол и между парой рюмок вместе с главой государства решили, что фестиваль - дело нужное и его необходимо возрождать. И пожалуйста - каждый год фестиваль проходит с грандиозным успехом. Как настоящий праздник нашего единства.
Генерал-лейтенант написал уже не одну книгу о политическом закулисье в РФ, и каждая становилась бестселлером. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
Я вообще горжусь, что был депутатом Союзного парламента. И храню удостоверение. Оно без срока давности. Когда со здоровьем было нормально (восемь месяцев уже в постели - ноги), всегда в Беларусь ездил с радостью на душе: там и порядок, и принимают россиян, как родных. Случалось, гаишники местные останавливали, в лицо не все узнавали, ребята молодые, но как только я показывал удостоверение союзного депутата, все вопросы сразу отпадали. Отдавали честь и обязательно желали доброго пути. Было очень приятно. Когда белорусы ко мне приезжают, тоже их всегда принимаю от всей души.
Помню один из эпизодов: как-то в Минске побывал в гостях в белорусской редакции газеты «Союзное вече». Встреча с коллективом журналистов оставила самые добрые впечатления. Это настоящие профессионалы, патриоты своей страны и, конечно, Союзного государства.
МЛАДШЕМУ БРАТУ НАДО ПОМОГАТЬ
- Вместе с минскими коллегами мы делаем одно дело - стараемся как можно интереснее рассказывать о жизни в наших братских странах. Как вы смотрите на будущее Союзного государства?
- С оптимизмом. Только с оптимизмом. Мы - народы-братья. Поэтому должны быть вместе. Обязательно нужно почаще общаться. Это касается и депутатов. Александра Григорьевича Лукашенко я еще в 1994 году уговаривал: принимайте валюту российскую. Тогда у нас будет настоящее единое государство.
Но, как видим, полемика по этому и другим ключевым вопросам продолжается до сих пор. Не упустить бы время, вот о чем задумываешься прежде всего.
При Ельцине, что бы про него ни говорили, многие вопросы решались проще. Да, Россия уступала. Беларусь - младший брат, надо ему помогать. В том числе в интересах собственной же безопасности. А сейчас все придумываем разные причины. Не надо ничего придумывать. Вместе воевали. Вместе жили в советское время. Вместе и дальше пойдем. Уверен в этом на все сто.