Жуков и Купала, широкие кварталы...
В Москве скончался известный архитектор России и Беларуси Юрий Григорьев, автор больших улиц и памятника маршалу на Манежной площади
У Юрия Григорьева много наград и званий. Народный архитектор РФ, заслуженный архитектор РБ, лауреат многих госпремий СССР и РФ, академик Российской Академии архитектуры и строительных наук.
Родился в 1932 году в Новгородской области. В конце войны его отца отправили служить в Брестскую область детсво прошло в Барановичах.
- Наше поколение – дети войны. Это время воспитало в нас чувства патриотизма и ответственности. Когда в 1946 году впервые попал в Минск, увидел город в руинах. Тогда и появилась мысль стать архитектором, – вспоминал мастер.
Учиться поехал в Москву. Поступил в архитектурный институт. Потом вернулся в Минск.
- Я остаюсь патриотом Минска, - любил повторять Григорьев.
Сначала работал в «Белпромпроекте», затем в «Минскпроекте». В 1974 году его назначили главным архитектором Минска. На этой должности он прослужил двенадцать лет. В числе его работ – генплан города, объекты метрополитена, ряд научно-исследовательских институтов и жилых районов, международный аэропорт «Минск-2», культурно-деловой центр «Дом Москвы». Благодаря ему в белорусской столице появились широкие улицы и кварталы.
В 2000 году Юрий Григорьев становится почетным гражданином Минска, а в 2010-м – лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В это время архитектор уже жил в Москве. Его пригласили на должность первого заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству. Там он проработал пятнадцать лет, а потом стал первым замом главного архитектора столицы, параллельно возглавив проектный институт типологии, экспериментального проектирования.
Григорьев - соавтор памятников Кириллу и Мефодию на Славянской площади, 100-тонного памятника маршалу Жукову на Манежной, Сергею Рахманинову на Страстном бульваре, находящемуся недалеко от дома, где жил композитор, Янке Купале на Кутузовском проспекте, открытие которого приурочили к десятилетию Союзного государства.
Председатель Федеральной национально-культурной автономии белорусов России Сергей Кандыбович вспоминает о Григорьеве как «о великом человеке, который всегда улыбался»:
- Однажды ко мне обратился знакомый из провинции с просьбой посоветовать, где его дочь может выучиться на архитектора. Мы решили пойти с этим вопросом к Юрию Пантелеймоновичу. Помню его огромную приемную в проектном институте, полную людей. Мы зашли в его кабинет. Я думал, что все займет минут пять, а пробыли больше часа. Девочка достала из тубуса свои работы, и вот этот чиновник с «золотой подписью», от которого зависели многие бизнес-планы, вдруг превратился в педагога: стал подрисовывать ее работы, объяснять про свет и тень! Говорят, человек жив, пока о нем помнят. Так вот Григорьев шагнул в бессмертие. Его работы в Москве и Минске увидит не одно поколение.
- Я надеюсь, что Москве и Минску хватит сил, исторической мудрости, профессионализма и энергии, чтобы сохранить и приумножить свои неповторимые черты в сумятице времен, - завещал Григорьев будущим архитекторам.