«Включаешь телевизор, и Жорес уже в квартире»
В Петербурге ушел из жизни Жорес Алферов. Лауреату Нобелевской премии, родившемуся в Витебске, было 88 лет
Жорес Алферов в рабочем кабинете: ученый с мировым именем мог бы устроиться на работу в любой вуз планеты, однако всю жизнь трудился на благо родного института. Фото: Юрий Белинский/ТАСС
СЫН БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛИ
- А знаете, что каждый из нас пользуется его изобретениями? - спросил корреспондента «СВ» Никас Сафронов. Художник дружил с великим академиком. - Если бы не Жорес Иванович, не было бы ни мобильных телефонов, ни скоростных компьютеров, ни интернета, ни современных фар для автомобилей и светофоров, ни касс в супермаркетах.
И то правда. Алферов - автор пятисот научных работ и почти сотни изобретений.
Нобелевскую премию получил в 2000 году за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Говорят, комитет перечислил ему 225 тысяч долларов. И почти все деньги Алферов потратил на развитие Петербургского академического университета - научно-образовательного центра нанотехнологий РАН, где долгое время был ректором.
При этом успевал выполнять обязанности академика АН СССР, вице-президента Российской академии наук, депутата Госдумы нескольких созывов.
Помимо Нобелевки, был лауреатом Ленинской и двух Госпремий РФ. И, кроме того, носил гордое звание полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» и обладателя белорусского ордена Франциска Скорины.
В последние годы жил под Петербургом. На даче в Комарове. Отстроил дом на фундаменте сгоревшего особняка географа и зоолога Льва Берга. Каждое утро спускался со второго этажа, прыгал в бассейн, где проплывал минимум триста метров. А если находился в прекрасном расположении духа, то, оставаясь до конца своих дней коммунистом, напевал мелодию гимна «Интернационал». Каждый Новый год наряжал во дворе огромную елку, которую было видно всем жителям поселка.
Последние полтора года Алферов надиктовывал мемуары петербургским журналистам. Словно предчувствуя, что вскоре уйдет, подробно рассказывал и о школьных годах, и о том, что беспокоит в настоящее время.
Здоровье начало давать сбои еще в минувшем ноябре. Его госпитализировали с подозрением на инсульт. Позже выяснилось, что у физика гипертонический криз.
Алферова предали земле там, где он жил: в Комарове. Траурная церемония прошла с воинскими почестями.
Соболезнования родным выразили президенты Беларуси и России. Александр Лукашенко сказал, что «ушел из жизни великий сын белорусской земли», который «олицетворял собой высокие идеалы добра и справедливости» и был «истинным патриотом, человеком с широкой душой и большим сердцем». Владимир Путин отметил вклад Алферова в развитие науки в стране и мире, а также его гражданскую позицию и роль в общественной жизни России.
- Несмотря на всемирную известность, недостижимые регалии, он оставался простым, душевным и открытым человеком, - сообщил Никас Сафронов. - С потрясающим чувством юмора и уникальной памятью. С легкостью вспоминал детство. Помнил встречи, диалоги 50-летней давности. Мог с точностью описать, во что был одет и какая стояла погода.
РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИМЯ
Жорес Алферов не дожил всего полмесяца до дня рождения. Он увидел свет 15 марта в Витебске. Был младшим в семье. Родители, будучи не только коммунистами, но еще и романтиками, не поскупились на социалистические имена для сыновей. Старшего назвали Марксом. А младшего - в честь Жана Жореса, французского социалиста, убитого накануне Первой мировой войны.
- Родители думали, будет девочка, Валерия, - рассказывал Алферов в эфире телеканала «Белрос». - Но родился мальчик. А папа перед этим прочитал большую статью о Жане Жоресе и, впечатлившись поступками героя, назвал меня.
Необычное имя нередко приводило к забавным случаям. В 1964 году Алферов приехал во Францию. На конференцию по полупроводникам. И на бейдже организаторы написали «А. Жорес».
- Решили, что Жорес - это фамилия, - улыбался академик, - Алферов - имя. Я нашел выход из ситуации. Из буквы «А» сделал эмблему полупроводникового диода, а после «Жорес» дописал «Алферов».
Старший брат академика, Маркс, в семнадцать лет ушел добровольцем на фронт и погиб, освобождая Украину, у деревни Хильки Корсуньского района. Жорес, вспоминая о нем, ласково называл его Марксиком.
Сам он вместе с родителями уехал в эвакуацию в Туринск Свердловской области. В 1945 году, когда окончилась война, Алферовы приехали в Минск, погребенный под руинами. В белорусской столице Жорес окончил школу. Она была мужская и всего одна. В трех других учились только девочки.
Несмотря на непростые условия, учебу завершил с золотой медалью, всей душой полюбив физику.
ПОДНЯТЬ УПАВШИЙ БЮДЖЕТ
Высшее образование Алферов тоже начал в родной Беларуси. Несколько семестров отучился в Белорусском политехническом, а затем перебрался в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ). На факультет электронной техники. Преподаватели были так впечатлены его успехами, что приняли без экзаменов.
Путешествуя по миру, он никогда не забывал родную Беларусь. Говорил:
- Сила моей страны заключается в ее народе, который создает будущий день своим трудом. Когда приезжаешь в Беларусь, сразу понимаешь, что попал в ухоженную, современную, цивилизованную страну.
В последний раз Алферов выступал в родном для него Физтехе имени Иоффе в Петербурге незадолго до того, как попал в больницу. Факультет праздновал столетие. Академик не уставал подчеркивать, что распределение сюда - большое счастье для него. Он проработал в институте больше 50 лет.
И никогда не сетовал, что пришлось руководить учебным заведением в непростые 90-е. Тогда за один день, после путча, бюджет института упал в двадцать раз!
Деньги, на которые планировалось построить новые корпуса, превратились в труху.
Физтех выстоял. И сохранил коллектив.
Алферов занимался не только наукой, но и политикой. С 1989 года был народным депутатом СССР. В 1995 году стал депутатом Госдумы второго созыва от движения «Наш дом - Россия», а четыре года спустя - членом фракции КПРФ. Участвовал в работе Комитета по образованию и науке.
Теперь ученый где-то там, в неведомых мирах, и, наверное, встретится со своим тезкой - астероидом (3884), который был открыт 13 марта 1977 года Крымской астрофизической обсерваторией и назван в его честь.
Полное интервью с Жоресом Алферовым смотрите на сайте телеканала «Белрос» belros.tv
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Геннадий Зюганов, политик, председатель КПРФ:
Фото: Роман Игнатьев/kpmedia.ru
- Еще не все осознали, какого гения мы потеряли. Гордость науки, нашей страны. Человек удивительного интеллекта. Великолепный товарищ и талантливый депутат. Двадцать лет он проработал в нашей фракции и боролся за нашу науку, высочайшие технологии, качественное образование. Был в числе тех, кто подготовил закон об образовании для всех. Он гарантирует каждому ребенку в стране бесплатную учебу вплоть до вузов и первого рабочего места. Жорес Алферов не раз настаивал на принятии этого закона. Мы рассматриваем его как наследство и обязательно проведем в Думе. Полагаю, его поддержат все граждане.
Просыпаясь, включая радио и телевизор, вы даже не подозреваете, что у вас в квартире находится Жорес Иванович! Он делал все для того, чтобы супертехнологии не только пропагандировались, но и внедрялись. Не случайно ему дали Нобелевскую премию, не случайно он вошел во все самые влиятельные советы по современной энергетике.
Жорес Иванович почувствовал себя плохо, когда проводил научный совет в «Сколково». Мы все сделали, чтобы он восстановился. Был у него, когда он лечился и поправлялся. Вместе подготовили записку президенту о развитии Петербургского академического университета. Я вручил ее Путину и Медведеву. Они заинтересовались. Все-таки Жорес Иванович фактически изобрел новое учебное заведение, которое соединило школу, где учатся талантливые ребята, вуз и Академию наук с суперсовременными опытными производствами.