БелАЭС выдержит даже извержение вулкана
Стресс-тесты на Островецкой станции проводились по стандартам Евросоюза
На первом реакторе начались пусконаладочные работы. Уже летом планируется поставки из России первой партии ядерного топлива. Фото: БЕЛТА
Этого можно было и не делать, но для страны, до сих пор переживающей последствия техногенной аварии в Чернобыле, иначе и быть не могло. Безопасность станции - главный приоритет. Собственно, станцию решили строить именно по российскому проекту, потому что он гарантирует максимальную защиту от всевозможных мыслимых и немыслимых внештатных ситуаций. Включая извержение вулкана и восьмибалльное землетрясение. До принятия окончательного решения и начала работ проект станции широко обсуждался с общественностью.
Позиция соседней Литвы, которая продолжает расценивать строительство БелАЭС как «угрозу национальной безопасности», несмотря на многочисленные инспекции и отчеты МАГАТЭ, не совсем понятна белорусским властям. Более того, Беларусь изначально предлагала прибалтийской республике вместе строить, а потом и эксплуатировать атомную электростанцию. Однако Вильнюс отказался. А теперь регулярно пытается привлечь внимание Евросоюза к мифическим проблемам вокруг станции.
Последний эпизод из этого «сериала» - недавнее заседание в Женеве Комитета по выполнению Конвенции Эспо. Его участники констатировали, что якобы информации в обосновании выбора Островецкой площадки было недостаточно. Это при том, что, по словам заместителя главы МИД Беларуси Олега Кравченко, Беларусь выполнила все предписания Международного агентства по атомной энергетике:
- Мы сотрудничали с МАГАТЭ, согласились пройти через то, что не обязаны проходить, стресс-тесты под надзором ЕС, которые разработаны для членов Евросоюза. Все это чтобы показать - атомная станция безопасна, - заявил Кравченко.
Белорусский МИД официально прокомментировал решение Комитета по выполнению Конвенции Эспо:
- Мы глубоко разочарованы решением женевского Совещания сторон Конвенции Эспо о том, что белорусская сторона якобы не предоставила общественности достаточной информации в поддержку обоснования выбора Островецкой площадки для строительства БелАЭС.
Действительно, критерии «достаточности» здесь - вопрос как минимум спорный. Ведь Беларусь была и остается открытой и для диалога по темам, связанным с БелАЭС, и для сотрудничества в сфере атомной энергетики.
«Мирный атом» практически безальтернативен для государств, не имеющих значимых запасов природных углеводородов. Около четырех десятков стран эксплуатирует 193 АЭС. Почти половина из них - в Европе. Большинство государств вовсе не собирается отказываться от атомных технологий. Более того, постоянно проектируются и строятся новые станции.
Подоплека придирок к БелАЭС, очевидно, в ином - в Островецкой станции видят потенциально мощных конкурентов. Крупный белорусско-российский проект может кардинально изменить ситуацию в регионе. Уже сегодня на европейском рынке российская электроэнергия дешевле, чем собственная. Вряд ли белорусская будет дороже. При том, что экспорт электроэнергии из Беларуси в Литву в прошлом году вырос сразу на полсотни миллионов евро.
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Михаил Филимонов, генеральный директор БелАЭС:
Фото: БЕЛТА
- У нас не просто строительство нового предприятия. По сути, вместе с АЭС в стране создается целая отрасль - ядерная энергетика. Это и технологии, и современные инженерные решения, и научное сопровождение, и подготовка специалистов. Процесс подбора, комплектования и подготовки персонала для АЭС идет непрерывно и зависит от хода строительно-монтажных, пусконаладочных работ и т.д. Персонал станции набираем для конкретной работы или учебы, и планы при необходимости корректируются. Под текущие задачи станция уже укомплектована ведущими специалистами, которые участвуют в пуске первого энергоблока.
НА НИЗКОМ СТАРТЕ
«ТРИ ПЛЮС» С ДВОЙНОЙ ЗАЩИТОЙ
До запуска первого энергоблока остается меньше года.
Белорусская АЭС - самый крупный энергетический проект Союзного государства. В народе его окрестили «стройкой века». Станцию возводят стахановскими темпами. Первый камень в фундамент заложили в 2014 году. Сейчас уже уровень готовности первого энергоблока - 80 процентов, второго - 60. Первый запуск запланирован на декабрь 2019-го. Второй реактор заработает в следующем году.
Проект этот суперсовременный: БелАЭС, станция нового поколения «Три плюс» с двойной системой безопасности - активной, включающей автоматику станции, и пассивной. В случае ЧП энергоблок охлаждается без вмешательства человека. Внутренняя и внешняя защита - многоступенчатые. Если не срабатывает один барьер, срабатывает другой. От внешних ударов спасет двойная бетонная герметичная оболочка. Не страшны ни смерчи, ни прямое попадание ракеты!
ШОРТ-ЛИСТ ПЛОЩАДОК
Место под станцию выбирали долго. Сначала исключались места, где АЭС размещать нельзя - вблизи крупных промышленных объектов, магистральных газо- и нефтепроводов, залежей природных ресурсов. Отобрали 74 точки на карте Беларуси. После второго отбора в шорт-листе осталось четыре площадки - Кукшиновская, Краснополянская, Островецкая и Верхнедвинская. На каждой бурили скважины на глубину 120 метров и проверяли плотность грунтов. На Верхнедвинской оказались высокие грунтовые воды, на Краснополянской и Кукшиновской площадках - неустойчивая прослойка обводненного мела. Островецкая земля выдержала все испытания. МАГАТЭ подтвердило: соответствует международным стандартам и требованиям.
Основное оборудование для БелАЭС производится в России и Беларуси. В проекте участвует четыре десятка компаний. Почти половина - российские. На станции растят свои кадры. В учебно-тренировочном центре есть все необходимое для подготовки атомщиков. Классы и аудитории оборудованы по последнему слову техники: компьютерами, проекторами, техническими макетами, интерактивными стендами. Будущие инженеры сначала осваивают групповую или индивидуальную программы подготовки, а потом обучаются на тренажерах: точной копии главного пульта управления станции. Финальный этап подготовки - стажировка на действующих ТЭЦ или ГРЭС.
АТОМНАЯ СТОЛИЦА
Райцентр Островец в августе прошлого года отпраздновал 550-летие. Грандиозная стройка превратила небольшой поселок в динамично развивающийся город с развитой инфраструктурой.
Нет проблем с жильем. За несколько лет тут выросли многоэтажки, магазины, детские сады, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейном, пожарная часть. Строятся второй и третий микрорайоны, больница. Сейчас на стройке АЭС работают больше семи тысяч человек. За несколько лет население города утроится - до 30 тысяч.
Этим летом в Островец снова приедет подкрепление: трудовой студотряд Союзного государства. Лучшие из лучших из России и Беларуси. Конкурс по пять человек на место! Под руководством профессиональных мастеров студенты заливают бетонную стяжку, выполняют отделку, ставят бордюры, вяжут арматуру, штукатурят. Бесценный опыт и хорошая возможность подработать. В вузах на энергетических факультетах парни и девушки изучают теорию, летом дополняют ее практикой. Некоторые намерены после учебы приехать на БелАЭС молодыми специалистами.
МНЕНИЕ
Александр Шпаковский, политолог, директор аналитического центра «Актуальная концепция»:
Фото: БЕЛТА
- Литва руководствуется соображениями геополитическими. В первую очередь - соображениями борьбы с Россией. БелАЭС, которую строит «Росатом», расценивает как российский геополитический проект в Беларуси. Убежден: если бы проект реализовывала, например, французская компания, реакция литовцев была бы другой. Что касается экологических угроз, атомные станции по российским проектам строятся по всему миру. Сбоев нигде не было. Вообще даже выглядит это странно: Литва пытается диктовать суверенному государству - Беларуси - решения в области энергетики.
А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО...
Если бы не взрыв в апреле 1986 года, атомная станция в Беларуси появилась бы еще в конце 1990-х годов. Называлась бы она Минская АЭС. Возводить ее начали в сорока километрах от столицы, в поселке Руденск. Но в 1987 году строительство заморозили. Потом проект перепрофилировали, и на руденской площадке сегодня работает филиал Минской ТЭЦ-5.