«Шапочка» без пальмового масла и победа над борщевиком
Россияне все чаще выбирают санатории Синеокой для отдыха. Отправился в один из них и корреспондент «СВ»
Отдых в белорусских санаториях не похож на турецкий All Inclusive. Это спокойствие, размеренность и польза для души. Фото: instagram.com.
ПЕРЕПУТАЛ НАЗВАНИЕ НАПРОЧЬ
Этой зимой решили мы с женой и друзьями побывать в Беларуси. Долго выбирали здравницу, наконец определились. Пишу давнему товарищу, минскому журналисту и историку Сергею Нехамкину - как, мол, выбор?
- Отличный, - отвечает, - только не Напрочь называется наше озеро, а Нарочь.
А я как написал? И точно: китайский мобильник самостоятельность проявил: он, когда видит незнакомое слово, тут же норовит исправить. Ну ничего, скоро и в Китае про Нарочь узнают, перестанут путаться.
- Это наш Балатон. Обалденной красоты край. Жемчужина Беларуси, - продолжает расхваливать родные места друг, а он плохого не посоветует - страну знает вдоль и поперек. - Москвичи в окрестных деревнях уже все дома под дачи скупили. Еще там детский лагерь «Зубренок» - белорусский «Артек». А до 1939 года, когда эти земли под поляками находились, резиденция Пилсудского была - летом отдыхал. Угри водятся...
Следов Пилсудского мы в заснеженных лесах не обнаружили, а вот угорь достался действительно дивный.
Вообще, попадая в белорусскую глубинку, ни на миг не чувствуешь, что оказался за границей. И если бы не характерный говорок, можно подумать, что никуда ты не уезжал, а засел где-нибудь в дальнем Подмосковье, - те же непролазные леса, занесенные снегом озера, бескрайняя лыжня...
Хотя есть, конечно, и нюансы. Вот вам несколько фактов о современной Беларуси глазами понаехавшего москвича.
ДАЕШЬ СТРАНЕ УГРЯ!
- Приготовься к добротному, не буйному отдыху, - напутствовал меня друг Нехамкин. - Кормить должны хорошо. Россияне наши санатории обожают, знаю людей, которые из года в год приезжают.
Чистая правда. Лечение в здравнице, где мы поселились, - первостатейное, современное оборудование, удобные кровати, доктора всегда идут навстречу капризам отдыхающих, причем далеко не всегда, как говорится, «за ваши деньги» - иногда и за красивые глаза. Бассейн, сауна! Все входит в стоимость. И чуть ли не в два раза дешевле, чем в Европе. Скажу честно, такая цена некоторых знакомых даже отпугивала: может ли быть хорошо, когда так недорого, беспокоятся привыкшие к обдираловке россияне. Отвечаю: может. Сами посудите - 65 тысяч рублей на двоих (без дороги) - 11 ночей с лечением, проживанием в люксе, трехразовым питанием, банкетом и развлекательной программой с плясками под удалые переделки народных песен в стиле «Песняров».
Кормежка - вообще отменная. А выйдешь за ворота - вот тебе и магазинчики. Слухи о дешевизне продуктов местами оказались, как сказал классик, несколько преувеличены. Но ассортимент хороший, и названия почти все знакомые. «Советское Шампанское», выпускают такое в Минске, на мой вкус, слегка отдает дрожжами. Что роднит его с московским.
А вот конфеты «Красная Шапочка» местной фабрики «Коммунарка» - настоящее объедение! Что значит шоколад без пальмового масла. Как нарочно, была у нас с собой «Шапочка» московская, где шоколад не тает, а жуется - потому что у пальмового масла, которое в наш шоколад добавляют, температура плавления выше 37 градусов. Поэтому он во рту не тает. Зато и рук не пачкает - так мне еще в Москве пищевые технологи объяснили. В общем, было с чем сравнить.
Но главная гастрономическая достопримечательность этого края не конфеты, конечно, и даже не драники, а тот самый угорь. В ухе или копченый. 80 белорусских рублей за кило. На российские деньги примерно 2,4 тысячи. Немало, но это, на минуточку, две рыбины больше чем по полметра каждая.
ТАБАЧОК ВРОЗЬ
Страну свою белорусы любят. И нашу уважают. Сложилось впечатление, что по обе стороны границы Союзное государство воспринимается, как единое целое. Хотя разницу в характерах все же заметить можно.
За праздничным столом устроили опрос - кто откуда? Москва, Минск в основном. Но были представители и других регионов - от Калининграда и чуть ли не до Камчатки. Хватало и «иностранцев» - русские-белорусские жители Израиля, Германии, Англии, даже с Кипра...
- За дружбу! - поднимает тост белоруска за соседним столиком.
- Да! - подхватывает соседка из России. - Мы один народ. Разве не слышали, что белорусов и украинцев выдумал Ленин, чтобы нас перессорить?
Все засмеялись...
На следующий день жена с подругой вслух планировали вечером прогуляться. А дорога там идет по лесу. «Вы, девушки, поосторожнее, - предупреждает оказавшаяся рядом отдыхающая из местных. - А то русские любят выскакивать из леса и женщин пугать». Мои дамы переглянулись и спрашивают: «А как вы определяете, русские это или белорусы?» Женщина снисходительно посмотрела на них и изрекла: «Белорусы никогда такого не сделают». Да, русские похулиганистее будут...
Ну ладно, по части мифов хватает специалистов по обе стороны границы. Благо не они задают тон в наших отношениях, потому так заметны и так анекдотично воспринимаются подобные эпизоды. Характерно другое: нигде за границей россиянин не почувствует такого искренне доброжелательного к себе отношения, как здесь. Ездили, знаем.
И при всем при этом на административном уровне - «табачок врозь»: санаторные путевки для россиян примерно на четверть дороже, чем для местных. Проходим по разряду иностранцев.
КСТАТИ
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА
«ГЭТА НЕ МАЁ ПАРАСЯ»
Очень любят местные в Литву ездить - до границы тридцать километров всего. А еще любят брать с собой россиян-попутчиков. Потому что на них можно записать купленные за границей товары. Оказывается, ввозить каждый предмет импортной бытовой техники можно не чаще одного раза в три года. Чтоб покупали дома. И не спекулировали. Пограничники - тоже люди. На вопрос о пассажирах «А кто это с вами?» принимают на веру ответ водителя, что родственники.
Стремятся местные зарабатывать и за счет своей «природной жемчужины». Только для этого ее развивать надо, привлекать туристов.
- Аквапарк бы построить, еще какие-то увеселительные заведения, а то отдыхающие в санаториях своих сидят, за воротами денег почти не тратят, ресторан был - закрылся, жить не на что, - говорит местный предприниматель Роман.
На стихийных рыночках у дороги (здесь за это не гоняют) у некоторых торговцев заметил рекламные стенды со странной припиской: «Товар не гарантированного качества».
- А что же вы продаете такой товар? - спрашиваю бабулечку.
И поведала она мне историю. Сдавала мясо в санэпидстанцию, а вернули, говорит, другое. «Гэта не маё парася! Не буду я к вам больше ходить!» - сказала она чиновникам. Дело твое, отвечают. Но тогда, говорят, обязана предупредить покупателей, что государство за твое мясо не отвечает. И подсказали ей такую формулировку.
В магазинах с покупателя пылинки сдувают. Сдачу до копеечки отдают, если что не понравилось, заменят без разговоров.
- Тут у нас по-другому нельзя, - то ли гордится, то ли жалуется продавщица, меняя неподошедшую рубашку. - Чуть какая жалоба - штрафы такие, что по миру пойду.
Действительно, с нарушителями не церемонятся. Например, за продажу просроченного товара штраф составляет на наши деньги до четырехсот тысяч рублей!
ТУТ ПОКОСЯТ, ТАМ ПРОПУСТЯТ…
Что больше всего поражает на белорусских дорогах? Нет, не качество покрытия. Дороги там, откровенно говоря, не лучше наших. Поближе к столице - нормально, а километров за 150 окажись, ямы попадаются.
Еще удивляет полное отсутствие борщевика на обочинах.
- Выкашивают, - объясняет водитель.
Ну ладно, свой участок - это понятно: хозяин его выкашивает, да и то не каждый. А обочиной кто занимается?
- Как кто? Дорожные службы! - толкует он.
А то мы не знаем эти службы! Тут покосят, там пропустят. А здесь - полная зачистка от сорняка, который мы в России десятилетиями не можем победить. В чем же рецепт?
- А в том, что президент сказал выкосить. Если узнает, что кто-то не выполняет - голову оторвет. Вот и весь рецепт, - рубит водитель, объезжая очередную рытвину.
Видно, сигнала латать дорогу на этом участке еще не поступало.