Рубились за Ермака, отправлялись в самоходку
Чтобы узнать о старинных белорусских обрядах, послушать исконные песни, не обязательно искать старожилов в отдаленных полесских деревнях. Традиции лучше всего сохранились в... Сибири. Теперь туристы могут пройти путем первых переселенцев из Синеокой в таежный край
Поможет в этом уникальный туристический маршрут: «Дорогами предков - самоходов в Западную Сибирь: Тюмень. Тобольск. Викулово». Почему самоходов? Потому как ни аэропланов, ни даже железных дорог в ту пору в здешние края еще не проложили. Лошаденку могла себе позволить не каждая крестьянская семья. Поэтому тысячи километров белорусские искатели лучшей доли преодолевали на своих двоих. То бишь - самоходом.
- Вклад сябров в развитие Сибири огромен. Он начался еще с похода Ермака, - рассказал корреспонденту «СВ» почетный генеральный консул республики в Тюмени Владимир Шугля. - В войске легендарного атамана был целый отряд белорусов. Правда, в тогдашних летописях они прозывались литвинами, поскольку Беларусь в ту пору входила в Великое княжество Литовское.
Отчаянные были ребята эти литвины, в заваруху лезли в первых рядах, за чужими спинами не прятались и оружие всегда держали в порядке, «сабли наточены до зеркального блеска», - встречаются такие описания в записях современников.
С тех пор «народная тропа» не зарастала. В XVII и XVIII веках многие семьи из Речи Посполитой (с территории нынешних восточных белорусских областей) добровольно перебирались в Сибирь из-за притеснения православия, неурожайных годов и голода.
- Позже, в годы Столыпинской реформы, сюда переселились еще больше шестисот тысяч белорусов, - продолжает Владимир Шугля. - Благодаря им здесь стало развиваться льноводство, формировалось сельское самоуправление. Их потомки до сих пор бережно хранят народные традиции и праздники.
Новый маршрут - уникальная возможность повторить путь первых белорусов в Сибири.
- Для многих это возможность восстановить свою родословную, узнать больше о жизни предков. Наконец, жители республики смогут лучше узнать Россию за Уралом, - приглашает автор проекта Людмила Бакланова. - Для творческих коллективов такая поездка станет настоящим откровением. Ведь в Сибири благодаря стараниям многочисленных энтузиастов сохранился в первозданном виде огромный пласт белорусского фольклора. В частности, песни, которые в самой Беларуси уже не поют, утратив их за давностью лет. Для историков, не сомневаюсь, будет интересно посмотреть на остроги, которые возводились в том числе руками белорусских самоходов.
СВЯТОЕ ДЕЛО
ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ЭТО БЫЛ ПОДВИГ
Предки Владимира Габруся перебрались в Тобольск из Бобруйска больше ста лет назад. В свое время он был председателем передового колхоза «40 лет Октября».
Но знаменит Габрусь стал не только, как тогда писали, трудовыми подвигами. В 80-х годах он совершил, казалось, невозможное. Отреставрировал и вернул к приходской жизни Христо-Воздвиженскую церковь. Один из первых, если не самый первый каменный храм, построенный в тех таежных краях (до того возводили только деревянные).
В советское время церковь закрыли и превратили в склад удобрений. Душа болела у председателя смотреть на это безобразие. В конце концов он все-таки добился своего - убедил районное и партийное начальство (без этого тогда было никак) вернуть церкви божеский вид. И первым внес деньги на реставрацию. Селяне за председателя были горой. И на колхозном сходе единогласно постановили образовать специальный фонд по возрождению храма.
Владимир сам ездил в Тобольск в строительную контору согласовывать проект. И работа закипела.
- Правда, для того чтобы открыть приход, пришлось писать специальное письмо аж в Совет Министров СССР, чтобы разрешили. Такое тогда было время. Боялся - откажут. Мол, как это так, в передовом краснознаменном хозяйстве - и вдруг церковь. Но они - разрешили. И в 1989 году приход открылся, - вспоминает Владимир Габрусь.
Ныне он возглавляет «Национально-культурную автономию белорусов Тобольска». В городе по инициативе Габруся отреставрировали еще и белорусский Дом-музей. Переступая порог, словно совершаешь путешествие во времени и оказываешься в атмосфере двухсотлетней давности, где первые белорусские переселенцы поднимают таежную целину. Старинная деревянная мебель. Неизменные вышиванки. Веет приятно теплом от раритетной печи, сложенной по той, дедовской технологии. Такие печурки кое-где еще можно встретить и в Синеокой. Но эта - исконная сибирячка. С белорусскими корнями. Как и местные жители, которые не забывают, откуда они пришли, и гордятся этим.
ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ
В ТАЙГУ СО СВОИМ ПАНЦИРЕМ
«Одно сердце, две родины», - любит повторять Галина Ситдикова. Она создала и уже много лет руководит уникальным фольклорным ансамблем «Березка» в деревне Новоберезовка под Тюменью.
Немного есть мест в мире, где можно своими глазами увидеть обряд «Хождение со Звездой», которому больше 150 лет. А драники какие тут готовят по старинным рецептам - проглотишь вместе с языком. Да еще наливочкой угостят, как пивали далекие предки, переселившиеся сюда двести лет назад с Могилевщины. В Беларуси такую уж давно не делают - рецепт позабыли.
Деревня Ермаки в соседнем районе - вообще точная копия поселка Рогинь в белорусском Полесье. В каждой хате точно такое убранство, как и за три тысячи километров отсюда. Непременный красный угол, вышитые орнаментом рушники. Жители, хоть давно уже стали сибиряками, по-прежнему «дзекают» и «цекают», храня верность родному языку. Даже фамилии у жителей Ермаков и Рогини часто одни и те же.
Ничего удивительного. В конце ХIХ века семьи из Полесья добрались самоходом до глухой сибирской тайги и пустили здесь корни. Но традиции хранят как зеницу ока. На Купалье бывает особенно многолюдно. Съезжается народ из всех окрестных деревень. Посмотреть есть на что. В Ермаках народный праздник отмечают по исконным белорусским традициям, которые завезли первые переселенцы из Синеокой. Всех гостей угощают чаркой настоящего белорусского пива, сваренного еще по прапрадедовским рецептам. По усам течет и в рот попадает. Выпил одну чарку, подходи за другой - гулять так гулять.
Чисто белорусские деревни под Тюменью и Тобольском сохранились сразу в нескольких районах. Так, двести лет назад из Витебской губернии в Сибирь переехало на ПМЖ много «панцирных бояр», несших у себя дома воинскую службу на коне в тяжелом «панцирном» вооружении. Царским указом им были дарованы права казаков. Профессиональные вояки превратились в мирных землепашцев. Обустроили добротные избы, завели скотину. У белорусов есть одна национальная особенность - не умеют делать плохо. Уж если за что-то взялись - исключительно по высшему разряду.
Окрестные коренные мужики с завистью поглядывали, как быстро соседи идут в рост. Уважали и побаивались - все бывшие служивые. Вместо того чтобы задираться, учились у сябров хозяйкой хватке. Потомки же тех «панцирных» переселенцев до сих пор компактно живут в таежных краях.