САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Анна Попова

Таланты на прокачку

Сегодня развивать творческие способности ребенка можно едва ли не с ясельного возраста. Есть из чего выбрать: множество курсов по естественным и гуманитарным наукам, кружки по робототехнике и танцам. А что делать тем ребятам, которые мечтают написать роман или сочиняют стихи? Как стать настоящим писателем?

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

КНИЖКА ИЗ ВОЗДУХА

«Как-то днем на карнизе школьного окна сидел воробей по имени Мишка. Он был довольно начитан для воробья. Ведь каждый день Мишка прилетал к школе и слушал, чему учат детей». Что случилось с любознательной птицей, знает жюри Всероссийского конкурса сочинений и его автор, пятиклассник из Екатеринбурга Боря Можаев. В 2018 году он стал одним из пяти абсолютных победителей федерального первенства.

Для мальчика это не просто соревнование, а настоящая реализация его писательских амбиций. А уж они у него есть, поверьте! Мама, Маргарита Можаева, рассказывает, что идеи у Бори возникают постоянно: еще в детсадовском возрасте он придумывал истории о драконах, а потом сам предложил выпустить книжку. Родители пошли навстречу. Чтобы ничего не забыть, пользуется диктофоном – подарили друзья: вот Боря и надиктовывает волшебные и поучительные сказки.

Конкурс сочинений – далеко не первый, в котором он участвует. Сначала было городское соревнование «Хочу стать академиком»: из школьного проекта по наблюдению за жизнью муравьев выросли рассказы и даже познавательная игра.

В новый год юный писатель вошел автором нескольких книг, и на достигнутом не останавливается. В работе книжка про поросенка Генриха XIII. Как и в случае с муравьями, вдохновило его научное наблюдение: оказывается, свинки совсем не могут видеть неба из-за неподвижного сустава шеи. А герой книжки все-таки решает сделать невозможное и разглядеть, что же там такое наверху.

 … «Мишка снова улыбнулся тихонечко сам себе и подумал: «А слова и правда отзываются». Ему было хорошо, и солнце смотрело на него сквозь осеннюю листву кленов своим желтым кленовым глазом».

Таланты на прокачку

Финалисты Всероссийского конкурса сочинений. Фото: www.edu.ru

ЧЕМУ НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ

Пусть читают больше! - в один голос советуют писатели, журналисты, специалисты в области гуманитарных наук, когда спрашиваешь их о главном рецепте успеха начинающих литераторов. Можно быть невероятно даровитым, но, как драгоценный камень нуждается в огранке, так и талант нужно «прокачивать», напитывать его знаниями.

- Секретного рецепта нет. Надо много читать. Но, могу предположить, если ребенок себя видит писателем, он и так это делает, - уверен писатель Петр Власов, автор и соавтор книг «Рыцарь, кот и балерина», «Сказка о потерянной осени», «Драуген». - Может, он выберет совершенно другую профессию, но совершенно точно сохранит вкус к хорошей литературе. Социальные сети сильно омолаживают писательский корпус: сегодня любой может писать и получать публичную оценку своей работы. И тут большой вопрос, кем именно видят своего ребенка родители. Серьезным писателем или автором популярных постов?

Петр Власов считает, что участвовать в различных конкурсах и литературных олимпиадах можно и нужно:

 - Но при этом надо помнить, что суперуспешный «Гарри Поттер» поначалу никому из издателей не нравился и лишь спустя много-много лет стал бестселлером. Чтобы разочарование не оказалось роковым, не отвратило от творчества, родителям потребуется стратегия. С одной стороны, поддерживать ребенка в его начинаниях, а с другой – давать критическую оценку, способствующую развитию.

ТЕТРАДЬ И РУЧКА

А вот писатель Илья Носырев, автор цикла книг «Истории об истории», полагает, что родителям стоит дать ребенку только толстую тетрадь и ручку.

- И все! Именно так когда-то в детстве я и начинал писать. Просто садился и придумывал истории, а потом рассказывал их. В детстве, кстати, я был главным вруном! (смеется) Мог подбить приятелей перелезть через забор к соседке, потому что у нее якобы рос волшебный лопух, - вспоминает Илья. - А еще у писателя, неважно, десять ему лет или сорок пять, должна быть возможность остаться одному. Например, у меня был период, когда я катался на самокате и выдумывал сюжет. В любом случае, важно, чтобы было, что сказать - причем что-то новое. Рассказать о судьбе человека – неповторимой, показать ее в своей книге. А если просто овладевать навыками – технически, без внутреннего порыва, интересной книги, как и интересного автора не получится.

Главный редактор детского издания «Классный журнал» Алексей Ходорыч дает ребятам три совета, как развивать литературный талант:

- Вдумчиво читать качественную литературу. Посещать литературные лаборатории. Публиковаться на сайтах и участвовать в конкурсах.

Писательство, даже если не станет делом всей жизни, разовьет способности думать, формулировать, концентрироваться, - рассуждает Ходорыч. - Умение рассказывать истории, доносить своим мысли вообще полезное дело - помогает в переговорах, общении. Да и в целом хорошие коммуникативные навыки делают человека успешным.

Таланты на прокачку

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

НА ЧУЖОМ ОПЫТЕ

Писатель Андрей ЖВАЛЕВСКИЙ: Фанфики - отличный литературный тренажер

- На ваш взгляд, сегодня многие ли дети мечтают о писательской карьере? Что их подвигает видеть себя именно автором книг, а не разработчиком приложений или, скажем, спортсменом?

 - По-моему, не меньше, чем раньше. Или просто мне так везет? Мы с Евгенией Пастернак (писательница, автор книг «Время всегда хорошее» и «Правдивая история Деда Мороза» - прим. ред.) ведем подростковую литературную студию в Минске, несколько раз ездили проводить семинары для подростков в образовательном центре «Сириус», были в жюри детских литературных конкурсов - желающих стать писателями много. Причины разные. Кто-то наивно мечтает об огромных гонорарах, кто-то - о всемирной славе. Самые талантливые просто не могут не писать, это у них физиологическая потребность.

- Что делать ребенку - искать ли курсы литературного мастерства, участвовать в конкурсах?

- И то, и другое. Курсы сейчас есть и очные, и онлайн, да и конкурсов много. А есть еще отдельный литературный тренажер — написание фанфиков. Вот где можно увидеть толпы подростков, которые мечтают о славе Джоан Роулинг или Стивена Кинга! Можно пробовать все подряд, чтобы выбрать способ себе по душе.

- Достаточно ли сейчас таких курсов, где учат работать со словом, в Беларуси?

- У меня такое ощущение, что наша с Евгенией «ЛИсА» да «Літара» Адама Глобуса — вот и все студии, которые работают с подростками. Попадаются ссылки на разные литературные курсы, но кого и как там обучают, честно говоря, не очень представляю.

Конечно, хотелось бы большего. Нужны постоянно действующие семинары, фестивали молодых писателей — таких, как «Как хорошо уметь писать» (ранее он назывался «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа») или форум «Молодые писатели России».

- Как родители могут поддержать ребенка в его литературных начинаниях?

- Для начала - не обесценивать его усилия, его желания. Достаточно одной фразы «Хватит ерундой заниматься, иди лучше математику сделай», чтобы навсегда отбить охоту писать. Отнеситесь к литературным опытам своего ребенка с уважением. Поддержите, но не захваливайте. Стандартная формула оценки: «Похвалил - покритиковал - похвалил». Если видите, что это не просто увлечение, помогите найти хорошего наставника, хорошие курсы или семинар. Но не пытайтесь заслонить собой ребенка. Нам иногда показывают тексты, якобы написанные детьми... Там такие стилистические обороты, которые нормальному четырнадцати- или шестнадцатилетнему человеку никогда в голову не придут. Имейте в виду: текст, написанный взрослым, очень легко отличить от подросткового и, тем более, детского. Дайте своему сыну или дочке совершить свои ошибки, без этого они никогда не научатся писать.

МНЕНИЕ

«Даже взрослые порой не отличат поэзию от графоманства»

Людмила РУБЛЕВСКАЯ, писательница и поэтесса, автор книг «Авантюры Прантиша Вырвича, школяра и шпика», «Рыцари и дамы Беларуси»

- Ребенку, проявляющему литературные способности, стоит следить за литературными конкурсами. В Беларуси есть журналы «Вясёлка» и «Бярозка», где печатают юных авторов, постоянно придумывает новые конкурсы газета «Переходный возраст» и журнал «Маладосць». 

Ничего, если сразу строчки получаются неуклюжими. Главное - особое видение мира, образное мышление. Хорошие книги, которые станут лучшей школой. И ни в коем случае не допустить, чтобы ребенок «зазвездил», главное условие для развития таланта - постоянная неудовлетворенность собой и мучительный поиск. Даже взрослые и печатающиеся авторы не всегда понимают разницу между поэзией и версификаторством, литературой и графоманством, а что уж о юных говорить. Плохо, когда начинающий автор пишет для того, чтобы понравилось родителям и учителям, а не для того, чтобы высказать что-то важное для него самого. Но хуже, если он боится показать то, что написал, в уверенности, что его не поддержат и не поймут.

Таланты на прокачку

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

МОСКВА

Из лаборатории – в институт

Студию литературного творчества при Центральной детской городской библиотеке имени Гайдара создал писатель Лев Яковлев, автор книги «Серк и пророчество». В лаборатории участвуют 12-15-летние ребята: вместе со своим наставником кропотливо разбирают тексты, учатся работать со словом. Вместе с ними работают известные писатели, критики. Словом, здесь сосредоточены на том, чтобы вырастить новых авторов.

Где: ЦГДБ имени Гайдара, Ружейный пер., 4

Основано на реальных событиях

Лекции писателя Леонида Костюкова рассчитаны на тех, кто уже определился с выбором профессии и планирует поступать в вуз или решил «прокачать» свои литературные умения. Начнут с разбора важной темы: достаточно ли только желания, чтобы стать писателем. А затем обратятся к у другим аспектам творчества: как раскрыть характер главного героя, необходимо ли писателю использовать личный опыт в книгах, как правильно разработать композицию произведения и не перенасытить повествование излишними деталями.

Где: Детская мастерская музея современного искусства «Гараж» ул. Крымский Вал, 9

Прочитанному - верить

В рамках всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» проводятся вебинары, телемосты и занятия, посвященные писательскому мастерству. В прошлом году начинающие литераторы даже объединились на радиопроекте «Школа юных писателей»: о секретах мастерства им рассказывали Павел Басинский, Алексей Слаповский, Алиса Гениева. Авторы курса исходят из того, что писательство - это возможность не только выразить себя, но также осмыслить этапы взросления и даже использовать письмо как арт-терапию. В каникулы юные Гоголи и Довлатовы тоже не скучают: например, в программе зимней смены творческого лагеря «Живой классики» была образовательная секция для начинающих авторов, которую вела Елена Усачева.

Где: Олимпийская деревня «Роза Плато»

Придумай мне сказку

Нам всем в детстве рассказывают сказки. Но ведь фантазия позволяет создавать свои. Откуда берутся волшебные истории, как населить рассказ мифическими существами, а героев наделить не только силушкой богатырской, но еще и смекалкой. Обо всем этом рассказывают литератор Ирина Жукова и филолог Алина Кострюченко младшим школьникам. А подросткам будет интересно попробовать себя в жанре короткого рассказа - создавать новые миры, как от одной истории переходить к другой расскажет писатель Олег Швец.

Где: Creative Writing School на площадке Российской государственной детской библиотеки Калужская пл. , 1

МИНСК

Волшебство в каждой букве

Литературный практикум писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «ЛИсА» - для тех, кто хочет отточить свое мастерство. Скучно не будет: кроме занятий в студии, будут литературные вечера с дискуссиями о разных стилях литературы, чтения и персональные занятия. А «обратная связь» позволит четко сформулировать сюжет будущего произведения и изложить его на бумаге.

Где: Студия инновационного творческого развития и обучения ул. Короля, 9

Краткость - дело мастерства

Белорусский писатель Адам Глобус в этом году запустил Школу креативного письма «Лiтара» для подростков. На занятиях ребята постигают искусство малой литературной формы - дневниковых записей, японских хокку, испанских грегерий. Раз в месяц участники курса будут выступать на фестивалях и литературных вечерах. Занятия ведутся на русском и белорусском языках, так что у слушателей есть возможность попрактиковаться заодно и в переводе.

Где: Белорусский ПЕН-Центр ул. Золотая горка, 2-101

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  2. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  3. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  4. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  5. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  6. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  7. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  8. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  9. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  10. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  11. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана
  12. Мария Захарова: Запад пытается исказить информацию о применении системы «Орешник»
  13. «Ахмат» уничтожил группу военных в форме НАТО под Суджей
  14. Александр Лукашенко поздравил Галину Польских с днем рождения
  15. Российские атомщики получили в Беларуси награды за строительство БелАЭС

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также