Штормы, ураганы, айсберги: Федор Конюхов снова переплывает океан
Около двух третей маршрута длиной в 5500 морских миль (или 9000 километров) в океане уже преодолел отважный российский путешественник на одиночной весельной лодке. К мысу Горн он рассчитывает приплыть к концу февраля.
«ПРОШУ ВАШИХ МОЛИТВ»
На личном сайте знаменитого путешественника, священника и первооткрывателя Федора Конюхова одно из последних сообщений из Атлантического океана, датировано 1 февраля:
«Шторм перешел на третьи сутки, ветер не меняет направление, дует с юга-запада. Волна гигантская. Идет то град, то снег. Волны с грохотом обрушиваются на лодку. Чтобы как-то заглушить этот шум слушаю Владимира Высоцкого в наушниках. Горячего не ел два дня, невозможно газовую печку включить, даже сидеть не получается, приходится лежать в каюте пристегнутым защитным поясом, чтобы не бросало с борта на борт».
И так — уже два месяца. То шторм, то штиль, то «ямы», то десятиметровые гребни. Федор Конюхов стартовал 6 декабря в 20:08 по новозеландскому времени и порта Чалмерс на Южном острове Новой Зеландии к мысу Горн. Совершенно один. На весельной лодке «АКРОС».
«Слава Богу, жив и пока здоров. Лодка - молодец, держит удар. Спасибо конструктору Филиппу Моррисону и судостроителям за то, что построили такой крепкий болид. Меня отделяет от океана двенадцать миллиметров обшивки корпуса, слышно, как шумит вода за бортом. А когда смотришь на карту, понимаешь, что здесь тебе никто не поможет, только на Бога, на лодку и на свои силы надежда. Прошу ваших молитв», - этой фразой заканчиваются почти все его путевые заметки, которые читаешь как увлекательный роман. И не сомневаешься, что его главный герой, как уже бывало многократно в его невероятных приключениях, выйдет победителем из всех передряг. Вообще-то это уже его шестая морская кругосветка. Справится.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В ОКЕАНЕ
12 декабря Конюхов отметил свой 67-й день рождения в ревущих сороковых широтах Южного океана. Погода не особенно благоволила - встречный ветер, который мешал Федору удерживать лодку на выбранном - ровно на юг. Не каждый человек отмечает свое 67-летие на пути к мечте, и мечта эта большая - пройти мыс Горн на весельной лодке. Путешественник позвонил родным по спутниковому телефону, сказал, что «благодарен Богу за возможность дожить до этого возраста, учитывая образ жизни и экспедиции, и это - привилегия».
Продвигаться по курсу в этот раз крайне сложно. За первый месяц своего путешествия по лагу с момента старта прошел почти 3 тысячи километров, а по курсу - всего 2 тысячи километров. То есть накрутил почти тысячу километров не по курсу - очень большой показатель «холостого» хода. За весь переход из Чили в Австралию в 2014 году у Федора было всего 500 холостых миль за 9 тысяч общего пути. А тут уже такой перебор — и это все на руках, на веслах! Реальность оказалась более суровой, чем предполагал путешественник.
Еще одна проблема - айсберги. Основной объем льда должен быть южнее планируемого курса, но от них отваливаются куски-глыбы, которые дрейфуют на север и постоянно пересекают курс. Наибольшая концентрация льда примерно на середине маршрута.
ЗАПАХ ЗЕМЛИ
Сообщение от 3 февраля: «Шторм пережил. Досталось нам с лодкой сильно. Шторм волну поднял гигантскую. Океан весь в ямах. Здесь волны идут не ровной полосой, здесь горки; одна гора справа, другая слева, лодка то провалится в долину, то поднимется на вершину, и можно посмотреть на пять-шесть миль вперед. Потом опять проваливаюсь в яму и даже солнца не видно. На рассвете заварил кофе, бросил две прессованные таблетки, обычно использую одну, но тут хотел покрепче. Нашел пачку новозеландского печенья, открыл и сразу в каюте запахло выпечкой, ванилью. Так необычно почувствовать запах земли. Здесь, в океане, нет запаха. Все, кто подолгу уходит в океан на яхтах, знают, что землю сначала ощущаешь обонянием, и только потом видишь. Запах земли хорошо улавливается после многих месяцев в океане».
Федор вспоминает, когда шел на весельной лодке «Тургояк» из Чили в Австралию и подходил к островам Французской Полинезии, приближение земли почувствовал по запаху прелой листвы. «Интересно как будет пахнуть архипелаг Огненная Земля, в состав которого входит остров Горн?» - задается вопросом Конюхов. До него осталось около 2000 морских миль по прямой.
Фото: konyukhov.ru
ПЛОХИЕ НОВОСТИ ДЛЯ ЭКОЛОГОВ
Испытания штормами, погодой, физическую усталость — это только одна сторона тягот кругосветки. Не менее (а то и более) трудно пройти испытание одиночеством. За первые полтора месяца пути к лодке лишь единожды подплывали дельфины:
«Большая стая. Очень меня порадовали и повеселили. Долго крутились под лодкой, изучали. Наверное, недоумевали, что здесь делает человек», - описывает Конюхов. - Вообще океан пустой, нет ни китов, ни дельфинов, даже альбатросов очень редко вижу. Если убрать из моего распорядка ежедневный звонок в Москву по спутниковому телефону, можно подумать, что есть только Океан и я. Больше никого. Где семь миллиардов человек?»
У Конюхова для экологов плохие новости: это шестой его поход в южных широтах с 1990 года, и с каждым разом путешественник видит все меньше и меньше представителей фауны. Переживает: «Мы за эти 30 лет опустошили океан, съели и истребили все живое. Мне кажется, я имею право так говорить. У меня точные наблюдения. Когда ты идешь на яхте или на весельной лодке, ты видишь все детали, замечаешь все мелочи. С борта научно-исследовательского судна такое наблюдение не проведешь».
Впереди огромный океан, самый большой океан на планете – Тихий. Пусть он окажет Федору теплый прием.
Следить за маршрутом путешественника в реальном времени можно здесь.
Справка «СВ»
1990-91 – кругосветное плавание на яхте «Караана» (Сидней – Сидней, Австралия)
1998-99 – кругосветная гонка «Around Alone» на яхте «СГУ» (США – ЮАР – Новая Зеландия – мыс Горн – Уругвай – США)
2005 – кругосветное плавание на яхте «Алые Паруса» Англия – Тасмания – мыс Горн – Англия.
2008 – плавание вокруг Антарктиды (Олбани – Олбани, Австралия)
2009 – перегон яхты «Алые Паруса» из Новой Зеландии (Окленд) на Фолклендские острова.