Вспоминайте иногда вашего студента
В Полоцком госуниверситете чтут историю, но думают и о будущем учебного заведения, надеясь на более тесные контакты с Россией
"Живые часы": и поют, и исторические фигуры как будто по сцене плывут. Фото: Светлана Камека.
БЬЮТ ЧАСЫ НА СТАРОЙ БАШНЕ
Полдень. Часы на здании Полоцкого университета медленно оживают. Звучит мелодия студенческого гимна «Гаудеамус игитур», и из ниши в стене под музыку на балкончик выходят фигурки. Это скульптуры знаменитых уроженцев Полоцкой земли: Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого, первого ректора Иезуитского коллегиума Петра Скарги и статуэтка - собирательный образ преподавателя и студента. Сделают круг и уходят обратно. И такая церемония происходит каждый час - с пяти утра до двух дня, как трогательный отсыл к прошлому - ведь часы электрические.
В университете, современный период истории которого насчитывает пятьдесят лет, очень чтут древние традиции. Ведь если отсчитывать время с 1581 года, когда в этом здании был Иезуитский коллегиум, то получается, что вуз едва ли не самый старинный на территории Союзного государства. Почти на полтора века, например, старше университета в Санкт-Петербурге, а Московского и того больше.
- Ежегодно восстанавливаем университетские традиции. В мае 2018 года открыли так называемый ректорский вход, который был заложен кирпичами в XIX веке. Реконструировали лестницу, дверь теперь украшена бронзовыми фигурами. Он будет работать два раза в год - во время посвящения в студенты в сентябре и в июне, при прощании. Там лежат книги, куда выпускники смогут записать свои данные, которые будут храниться вечно, - рассказывает проректор по воспитательной работе Полоцкого университета Павел Коваленко.
Здание коллегиума передали Полоцкому университету в 2003 году. Отреставрировали, но кое-где старинную кладку внутри не стали закрывать современной штукатуркой, так и оставили открытые участки на память.
К 1150-летию города восстановили старинный колодец. Когда-то он обеспечивал все корпуса учебного заведения питьевой водой, сейчас это просто достопримечательность, которую обязательно покажут приехавшему в город туристу. Глубина - 26 метров. Внутри выложен кирпичом. Говорят, что раньше по скобам можно было спуститься вниз на один уровень с рекой Западная Двина, которая течет неподалеку, и попасть в подземный ход.
А в память о картинной галерее, которая когда-то была в стенах вуза, во внутреннем дворике посетителей встречает выставка работ современных художников - копии знаменитых картин прошлого.
ТРУБОПРОВОД ДРУЖБЫ
Сегодня Полоцкий госуниверситет - это семь факультетов плюс факультет для иностранных студентов. Только на дневной форме обучения здесь находятся пять тысяч студентов. А так учащихся больше двенадцати тысяч. Вуз растет. Учебные корпуса расположены не только в Полоцке, но и в Новополоцке, а также в поселке Междуречье.
Это классический университет европейского типа, где готовят и физиков, и лириков. Например, специалистов по нефтепереработке, трубопроводному транспорту: вуз - единственное место в Беларуси, где обучают молодых профессионалов по этим направлениям. Что неудивительно - рядом НПЗ в Новополоцке, куда их с удовольствием возьмут на работу.
У входа стоит памятник студенту. А рядом ученица дней сегодняшних. За сотни лет мало что изменилось, правда? Фото: Светлана Камека.
Фото: Роман Игнатьев/kpmedia.ru
Каждый пятый студент - россиянин. Поступают в основном на такие направления, как трубопроводный транспорт, нефтепереработку и на модное сейчас программирование. Правда, проходят они в большинстве своем обучение как иностранцы.
И все из-за того, что до сих пор в Союзном государстве не синхронизированы результаты российского ЕГЭ и белорусского ЦТ. А значит, на платной основе. Хорошо хоть стоимость учебы в Полоцке выгодно отличается от российских вузов - две с небольшим тысячи долларов в год.
Если же сдать ЦТ - то права у россиян такие же, как у белорусов: те же льготы, общежитие. И поступают они на бюджет по общему конкурсу. И так же потом, как бюджетники, обязаны два года отработать по распределению на любом белорусском предприятии.
Интересуемся у проректора, есть ли такие среди нынешних студентов. Оказывается, есть. Правда, от общего числа студентов-россиян их меньше двадцати процентов. То есть пять процентов от общего числа учащихся Полоцкого университета. Немного, увы.
- Когда я был деканом инженерно- технологического факультета, то среди пятисот студентов у меня было двое россиян: парень и девушка, - вспоминает Павел Коваленко.
И с гордостью добавляет - оба остались потом работать в Беларуси.
урок истории
ОБУЧАЯ, ОБУЧИМСЯ САМИ
Своим основанием Полоцкий иезуитский коллегиум обязан польскому королю Стефану Баторию. Отбив город в ходе Ливонской войны у Ивана Грозного, он решил насаждать здесь католичество.
Коллегиум подходил для этой цели идеально. Уже через два года в 1581 году он был основан. Вскоре он стал одним из самых богатейших в Беларуси. Впрочем, когда Полоцк при Екатерине II вернулся в состав Российской империи, императрица коллегиум не тронула. Позже при Александре I он был преобразован в академию с правами университета.
Правда, в 1820 году иезуиты были изгнаны из России и академия закрылась. В дальнейшем владельцы зданий сменялись один за другим: училище ордена пиаров, Высшее императорское училище, кадетский корпус. В советское время в здании был военный госпиталь.
И вот теперь здесь снова учебное заведение. На его гербе выбиты на латыни слова римского философа Сенеки - Docendo discmus, - что значит: обучая, мы учимся сами.
Современная история университета началась с 1968 года - в Новополоцке открылся филиал Белорусского политеха. Затем он стал самостоятельным вузом - Новополоцким политехническим институтом, с 1993 года носит нынешнее название - Полоцкий государственный университет.
чудеса, да и только
ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ГРУБЕРА
"Изобретение чудесное" - как в конце XVIII века называли эту диковинку размером с кухонный стол.
Одной из главных достопримечательностей вуза исторически считается механическая «ума палата» старца с седыми волосами и подвижными глазами.
В XVIII веке ее создал профессор Полоцкого коллегиума (а позже - и Академии) Габриель Грубер. Он был человеком многогранным: врач, архитектор, математик, ученый-теолог, живописец, музыкант, свободно владевший семью языками. Дружил с Екатериной II, лечил императора Павла I и его супругу. Так что создание «головы» - это скорее развлечение для него, в котором он собрал все свои таланты. Тем более что конструировать механические игрушки Грубер любил и умел. Старец отвечал на любой заданный вопрос, причем мог это сделать на основных европейских языках того времени. Отвечал громко, четко и логично. Посмотреть на него приезжали из Москвы, Варшавы, Берлина и Вены. Как работал тогда механизм: прятался ли за стенкой или внутри самой головы ученый-иезуит - так и осталось тайной.
Воссоздали «механическую голову» по чертежам Грубера в 2015 году. Начинка тут теперь сплошная электроника, но чей голос - опять загадка. Голове придали внешность древнегреческого философа Сократа. Говорит она на четырех языках: белорусском, русском, английском и на латыни. Чтобы добиться ответа, нужно стать за специальную кафедру и быть крайне вежливым - так было задумано изначально. Вопрос можно задать всего лишь один и начать его с фразы: «Уважаемый старец, позвольте спросить». И он, будьте уверены, вам обязательно ответит.