Мэр здорового человека
Новый глава Якутска Сардана Авксентьева быстро успела стать одним из самых известных руководителей России. Корреспондент «СВ» побывал в столице Республики Саха, чтобы понять - это новый вид руководителя, ратующего за народ или, как некоторые говорят, сумасбродка?
«ПИСЬМА СЧАСТЬЯ» ВМЕСТО БАНКЕТА
Что за невидаль такая среди чиновников появилась? Сардану Авксентьеву в интернете называют не иначе как «мэром здорового человека». На пост она заступила в минувшем октябре, победив на местных выборах.
И без раскачки начала выполнять данные избирателям обещания совсем не по-женски железной рукой.
Оптимизировала управленческий аппарат. Уволила одного из замов мэра со всем его штатом. Экономия - больше четырех миллионов рублей в год. Выставила на торги парк принадлежавших мэрии крутых японских внедорожников. Вместо них на вырученные деньги приобретут УАЗ «Патриот». Уволила чиновника, спустившего миллион на банкеты. Отказалась выделять восемьсот тысяч рублей на приезд известного модельера на местный фестиваль мехов.
Не церемонится и с главами управ. Утром приехала в одну из них проверить работу дворников. Из пятнадцати человек на месте были только двое, да и те в нетрезвом состоянии. Сам глава появился с опозданием. Это был его последний день в руководящей должности.
Работникам мэрии пришлось забыть про новогодний корпоратив за народные деньги. Для России гулянки чиновников за счет казны, в общем, в порядке вещей. В Якутске отгулялись. В начале декабря на утренней планерке заместители мэра получили «письма счастья». В них предписывалось всем городским структурам и муниципальным предприятиям вместо вечеринок провести благотворительные акции в социальных учреждениях.
Что это - сумасбродство или подход к делу настоящего руководителя? Пока только цифры: на своем посту Сардана меньше трех месяцев, а уже сэкономила для бюджета 52 миллиона рублей.
РАЗГОН ДАЛА. ЗАСУЕТИЛИСЬ...
- Приезжайте, приезжайте. У нас и погода отличная! Аномально тепло, - бодро пригласил меня помощник градоначальника Алексей Толстяков. - На градуснике всего -35, хотя должно быть не меньше -50.
В ожидании такси пришлось немного попрыгать - тут вам не московские -5 со слякотью. Снежок кругом чистенький, беленький. Деревья все в инее. Настоящая зима.
Таксисты, как правило, трещат соловьями. Мне же попался какой-то бирюк. Крутил баранку молча. От нечего делать рассматриваю вывески на улице. «Хлама нет. Цифровой магазин». «Плюшкин. Цены ниже не бывает». «Дзержинский. Культурно-деловой центр». Ехали как раз по улице имени первого главы ВЧК. Так, с юмором у якутян порядок.
Навстречу проскочили один за другим несколько «МАЗов» с местными номерами. Хотя чему удивляться? Белорусские большегрузы еще с советских времен прекрасно себя чувствуют в здешних суровых краях.
- Без моста через Лену, наверное, плохо?
- Да чего уж хорошего, - оживился таксист, видать вопрос задел его за живое. - С мая по сентябрь ходит паром, в очереди настоишься пока переправишься. Зимой нормально. Держит. Но некоторым лихачам бывает невтерпеж. Несутся сломя голову, едва река только станет. Случается, машины уходят под неокрепший лед прямо со всеми людьми. Никого потом не находят. С мостом проблем, конечно б, не было. Надеемся, что с новой властью вопрос решится.
Опять молчим.
- Как вам, кстати, новый мэр?
- Да вроде ничего, справляется, - кивает головой таксист. - Выполняет, что обещала. Разгон какой чиновникам дала. Засуетились, стали работать лучше…
Детям праздники вместо корпоративов очень даже понравились. Фото: пресс-служба администрации Якутска
ПЯТЬ ЗАМОВ - «ПЯТЬ ШАГОВ»
Эти новогодние елки ребята из школ-интернатов Якутска запомнят на всю жизнь. Серию благотворительных акций назвали «Пять шагов к Новому году». Ровно по числу замов мэра Якутска. Согласно условиям, каждый из них вместе с подведомственными структурами и предприятиями должен устроить представление с подарками в социальных учреждениях города. Сотрудники не стали горевать о застолье с разносолами, а подошли к делу творчески. Сначала начинали из-под палки, а потом разошлись, глаза загорелись. Как говорят, то и дело забегали друг к другу в кабинеты и делились тем, кто что придумал.
- Собирались после работы и устраивали мозговые штурмы, - рассказала руководитель Департамента по связям с общественностью Мария Тойтонова.
Ее департамент отвечал за 28-ю коррекционную школу для детей со слабым зрением и совсем слепых, которых бросили родители. Сотрудники скинулись, купили живую большую елку, поставили во дворе школы и украсили игрушками.
- Устроили концерт. Я Снегурочкой была, - продолжает Мария. - Каждый ученик получил свой подарок. Корзины с фруктами, конфеты, настольные игры. И еще микрофоны и цветомузыку. Кто бы мог подумать, что это так здорово - проводить время с детьми.
Первый заместитель мэра Владимир Федоров «поработал» Дедом Морозом.
- Отправились в детский дом «Берегиня». Сказку сами придумали. Как будто Дед Мороз заохал, заахал, какой он пожилой. И надо ему помочь донести подарки. Ребята тут же отозвались и гурьбой высыпали на сцену. Из-за кулис сказочные помощники, тоже сотрудники мэрии, вынесли огромный мешок...
- Не жалеете, что свой праздник ради этого отменили?
- Да больше скажу - будем это делать теперь каждый год. Создавать моду на то, чтобы не бухать в кабаках, а дарить радость тем, кому она нужнее всего. Глядишь, и другие чиновники в стране за нами подтянутся. В бюджет на разные корпоративы больше никто даже пальцем не залезет. Это обещаю. Если кто-то все же рискнет, а мы об этом узнаем, - сразу «до свидания». Жестко, но правильно.
Что ж, сотрудники мэрии Якутска убедительно доказали, что у них не холодное, а очень теплое и отзывчивое сердце.
Свои люди
Белоруса-сибиряка видно издалека
Даже в самом заснеженном уголке нашей страны работают сябры, которые отправились за «туманом и за запахом тайги».
При таком морозе курить на улицу особо не побегаешь. Комната для любителей подымить оборудована на первом этаже мэрии. В курилке компанию составил пресс-секретарь мэра Роман Мандзяк - серьезный, обстоятельный парень. Оказалось, в его жилах бежит белорусская кровь.
Его бабушка Лидия Корнеевна Алексеева родом из Гродненской области. В Якутии оказалась в середине 60-х. Красивая романтичная история. Хоть кино снимай. Началась она в 1944 году, когда Гродненщину освобождала Советская армия.
Однажды возле их хаты притормозила армейская полуторка. «Эй, красивая, не знаю, как тебя зовут, не дашь воды напиться?», - высунулся из кабины улыбчивый парень. Она поднесла ему полведра колодезной воды. Пил, а сам смотрел на девушку.
Кто-то говорит, любви с первого взгляда не бывает. Еще как бывает! «Как имя твое, красавица?» - спросил солдат. «Так и знай, Лида, останусь жив, вернусь и увезу тебя с собой».
И слово сдержал.
Впереди был еще целый год войны. Но пули пощадили солдата. Осенью 1945 года он, как обещал, приехал за суженой, сыграли свадьбу, и увез ее на Украину, где тогда стояла его часть. Там родилась у них будущая мама Романа. Потом переехали на Урал, на родину деда, того самого бойкого солдатика-шофера.
Мама закончила Уральский политехнический институт, получила диплом экономиста и два варианта распределения: Калининград или Якутия. Конечно, Якутия. Романтика! «Ты с ума сошла, - стращали ее подружки, отговаривая. - Там зимой холод страшный, хворать вечно будешь…» Она только отмахивалась от этих страшилок, потому что для себя уже все решила. Вместе с ней в Якутию уехала и бабушка-белоруска.
- Папа тоже попал сюда по распределению, - рассказывает Роман. - Познакомились с мамой. Как-то я побывал на родине бабушки в Беларуси. Мощные впечатления оставила Брестская крепость. И вообще там красиво. Обязательно еще приеду в родные места.