Чудеса Богородицы и «Витязь на распутье»
В выставочном зале «Манеж» в самом центре Москвы небывалый ажиотаж. В очереди из желающих приобщиться к «Сокровищам музеев России» - а сюда свезли 280 картин из полусотни галерей - ждать приходится около получаса
Возможно, эта девушка, глядя на эту картину, как в песне «Браво» полюбит «отважных летчиков и моряков». Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
ПОЛОТНА В «ОБКЛАДКАХ»
Выставку в «Манеже» открыл президент Владимир Путин, и она сразу стала крупнейшим культурным событием сезона. Вход, кстати, бесплатный.
- Это оригиналы, да? Не может быть! - спрашивает меня по-английски юноша. - И не только из Москвы и Петербурга?
Киваю: все так. Никогда еще в истории России не собирали под одной крышей столько шедевров.
- Тут - вся панорама развития отечественного искусства: от икон эпохи Рюриковичей и парсун XVII века до картин второй половины XX века, - отмечает куратор выставки, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Много произведений знаменитых художников: Брюллова, Венецианова, Кипренского, Айвазовского, Левитана, Репина, Кустодиева и других. Большая часть полотен никогда не покидала региональных музеев.
- Имена великих художников известны всему миру, - говорит глава Псковской митрополии Владыка Тихон. - Часть работ находится в Третьяковке и в других центральных музеях. Но мы поставили перед собой цель - собрать все самое лучшее, что есть в России, в одном месте. Стремились показать ни с чем не сравнимое художественное богатство нашей страны: от Владивостока до Калининграда, от Ханты-Мансийска до Феодосии, от Центральной России до Поволжья.
Что ж, получилось. Тут и портреты - дворянские, мещанские, крестьянские. И пейзажи - северные и южные. И исторические полотна.
Проект подготовил Патриарший совет по культуре при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ. Чтобы собрать все интересующие картины, кураторы проехали больше 140 тысяч километров. Немало полотен отреставрировали.
- Для большого количества работ заказали новые рамы, ведь то, в чем они экспонировались с советских времен, и рамами назвать-то было нельзя, - рассказывает Трегулова. - Четыре планочки, подрамник с натянутым холстом. В экспозиции полотна должны выглядеть достойно.
КАК ИКОНА СПАСЛА ПОЛОЦК
Внутри - большая очередь к святыне. Чудотворную икону Богородицы «Умиление» установили перед входом на экспозицию на специально созданном для нее аналое. Это самый древний экспонат выставки. Хранится в Псково-Печерском монастыре. Икону написал в 1521 году иеромонах Арсений, скопировав лик Владимирской иконы Божией Матери. Считается, что образ возвращает зрение слепым. А еще - охраняет северо-западные рубежи России. Так, во время Ливонской войны войска Стефана Батория пять месяцев осаждали крепость Пскова и тридцать раз пытались взять Кремль штурмом. Тщетно! За спасение города при царе Федоре Иоанновиче (Блаженном) икону отблагодарили. Украсили жемчугом, алмазами, изумрудами, яхонтами и аметистами.
Во время войны 1812 года образ вновь проявил чудодейственную силу. Наполеон занял Полоцк. Псков, находящийся по соседству, опять оказался в опасности. Тогда с иконой совершили крестный ход по городу. В тот же день русские войска отбили у французов Полоцк. В память об этом событии в Псково-Печерской обители возвели храм в честь святого Архистратига Михаила, а икону поместили у правого клироса.
У входа - зона с креслами-мешками. На них можно прилечь и, задрав голову, рассматривать на потолке некоторые картины с выставки. Эдакая подготовка к двухчасовому путешествию по девяти залам. Путешествию по эпохам.
В залах - толпы. К картинам близко подойти трудно. Делегация китайцев, взвод офицеров. Две бабушки фотографируются на фоне картин с хлебами. Темнокожие парни испуганно озираются по сторонам. В роли экскурсоводов… священнослужители. Ведь «Сокровища музеев России» - часть церковно-общественного форума «Православная Русь - ко Дню народного единства». Правда, не в обиду батюшкам, рассказывают они не так захватывающе, как экскурсоводы-искусствоведы. Так что имеет смысл взять аудиогиды.
Шедевры
МИМО СССР!
Целый зал отдан портретам российских императоров. Елизавета Петровна и Петр III кисти Алексея Антропова «приехали» из Тулы. По соседству - Анна Иоанновна неизвестного автора.
Девочка лет пяти тянет за руку бабушку и, указывая на Елизавету, говорит: «Это я!» «Конечно, ты». Увидев Анну Иоанновну, кричит: «А это моя мама». «Конечно, конечно!» - соглашается бабушка.
- Какая крупная была дама, - качают головами посетительницы, по габаритам ничуть не меньше Елизаветы.
Площадки, отданные под советское искусство, вызывают неоднозначную реакцию. Кто-то проходит мимо, удостоив беглым взглядом. Кто-то делает селфи на фоне ударников социалистического труда и как заправский блогер записывает видео, рассуждая о дружбе народов.
Герои того самого соцреализма смотрят с полотен. Покорители Арктики, летчики, танкисты, простые рабочие. Возле картины Александра Куприна, на которой изображены ударники московского Краснопресненского металлургического завода, останавливается парочка.
- Я жил рядом с этим заводом, - восклицает мужчина. - Так любил заходить в столовую и покупать шоколадный маргарин! На белый хлеб намазывал - вкусно!
Хочется подольше рассматривать работы народного художника Петра Кончаловского, деда режиссеров Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. Портрет брата живописца, Дмитрия украшает коллекцию Владимиро-Суздальского музея. Портрет народной артистки, арфистки Веры Дуловой, созданный на рубеже сороковых-пятидесятых, привезли из Астрахани.
Толпятся ценители живописи у грустного «Витязя на распутье» Васнецова, у красочной работы «На ярмарке» Кустодиева. А еще - Маковский, Серебрякова, Куинджи из загашников Омска, Тагила, Рыбинска… Широка страна родная. И богата на таланты.
- Один из моих любимых русских художников Василий Поленов говорил: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», - рассказывает экскурсантам Владыка Тихон. - Для этого мы и собрали все это здесь.
Выставка продлится до 25 ноября.
История
ДВЕ ЖИЗНИ «ОБОЗА»
Любопытных экземпляров тут хватает. Например, Айвазовский, который (многие об этом не знают!) писал не только море, но и... снег! Его картину «Зимний обоз в пути» привезли из Смоленского государственного музея-заповедника. Айвазовский посвятил ее Русскому Северу. Искусствоведы по силе и важности сравнивают ее с «Девятым валом».
Картина была написана в 1857 году для Всемирной выставки в Париже, по заказу неизвестного купца. Входила в серию из четырех работ, символизирующих времена года и богатства России. Картины произвели фурор в столице Франции, и Айвазовского наградили орденом Почетного легиона. Однако ни одна из них, кроме «Зимнего обоза в пути», не дожила до наших дней. Ее приобрела в Париже княгиня Мария Тенишева и отвезла в свою коллекцию в Талашкине. В 1920-е годы «Обоз» выставляли в филиале Московского археологического института, а затем передали в музей «Русская старина» в Смоленске. В 1941 году редкие экспонаты эвакуировали в Новосибирск. Их грузили, завернув в тряпки, быстро, в один вагон. По дороге он загорелся, но полотна удалось спасти. После войны картина вернулась в Смоленск и в руках реставраторов обрела новую жизнь. Но в мастерской, где с ней работали, снова случился пожар! «Обоз» опять удалось спасти. Спустя два года полотно вернулось в Смоленский музей.