Ворона каркнула и «Фоккер» клюнул носом
Чудом-техники Первой мировой стал русский четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец»
Фото: MilitaryArms.ru
Идею создать первый в мире многомоторный самолет знаменитому авиаконструктору Игорю Сикорскому подбросил комар. Да-да, обыкновенный комар.
Однажды, залетел, паршивец, в карбюратор, двигатель чихнул и «сдох» прямо в воздухе. С огромным трудом Сикорскому удалось посадить неуправляемый одномоторный биплан на опушке леса. Шасси при посадке с хрустом переломились. Пилот отделался парой ссадин.
- Для страховки необходим второй двигатель. Но тогда и сам аэроплан потребуется значительно увеличить в размерах, - решает Сикорский.
ПИЛИЛИ И СТРОГАЛИ
- Его выводы шли вразрез с бытовавшей в то время теорией, что многомоторный аэроплан - это утопия. Несколько моторов, установленных на крыльях, просто не удастся сбалансировать, и самолет станет неуправляемым, считали авторитеты в области воздухоплавания. Сикорский стремился доказать обратное. В идею молодого конструктора поверил владелец Русско-балтийского вагонного завода Михаил Шидловский, и работа закипела. Творили, как могли, как умели. Лонжероны, допустим, пилили двуручной пилой – иной технологии тогда еще просто не знали, - рассказал корреспонденту «СВ» историк авиации Алексей Максимовский.
В марте 1913 года в воздух поднялся первый «Муромец». На нем Сикорский сам за 30 часов преодолел расстояние от Петербурга до Киева и обратно. За это он получил от императора Николая II золотые часы и сто тысяч рублей на дальнейшие работы.
Впечатляли размеры самолета, полностью остекленная многогранная кабина и возможность брать на борт много пассажиров. За невиданный комфорт внутри самолета «Муромца» окрестили даже «воздушной яхтой». На окнах занавески, на стенах – зеркала, электрический свет, туалет, диваны и даже лакированный кофейный столик.
Изначально «Муромец» задумывался как пассажирский и транспортный самолет, но грянула Первая мировая война и «богатыря» призвали в армию. Он стал бомбардировщиком. Четыре мотора мощностью по 110 лошадиных сил каждый позволяли гиганту развивать скорость в 140 километров в час и брать на борт полтонны фугасных бомб. До этого ни один самолет в мире не мог поднять такого количества боеприпасов.
К концу 1914 года создали эскадру бомбардировщиков. Ни одна стана в мире не имела тогда подобного воздушного соединения. «Муромцы» бомбили железнодорожные станции, речной флот противника, утюжили скопление войск и обозов.
Бомбардировщик Илья Муромец (1913г.) Фото: wright-brothers.org
ЕЖА НЕ УКУСИШЬ
- Для самообороны бомбардировщик имел восемь пулеметов. Позже на корме самолета появилось еще «воронье гнездо» – пулемет, защищавший от нападения сзади. Германские летчики опасались нападать на сильно вооруженные русские бомбовозы и со злостью называли их «ежами», которых даже в зад не укусишь За годы войны стрелки «Муромцев» сбили около 50 немецких истребителей, - добавляет Максимовский.
К 1917 году у англичан и немцев появились собственные воздушные дредноуты. Правда, ликом своим они поразительно смахивали на нашего «Илью». Ничего удивительного. Царское правительство передало англичанам чертежи машины (союзники же, черт их задери). Немцы слизали свой вариант с трофея, разбившегося на их территории. По немецкой версии, одиночного «Илью» с номером 16, летевшего на разведку, атаковали сразу четыре «Фоккера». Троих «Илья» завалил, но четвертый все-таки сбил русского бомбардировщика. Однако, по версии нашего командования, к катастрофе привела не вражеская пулеметная очередь, а роковая ошибка пилота. Тот «Муромец», кстати сказать, стал единственным русским бомбардировщиков, потерянным за ту войну.
К тому же, по своим боевым возможностям зарубежные крылатые аналоги все равно уступали «Илье». К тому времени он превратился в настоящий летающий танк. Вдобавок к многочисленным пулеметам, на нем установили небольшую пушку, корпус в наиболее уязвимых местах защитили листами брони. А бомбовую нагрузку увеличили до 800 килограммов. Примерно столько же бомбового груза принимал на борт основной советский дальний бомбардировщик в Великую Отечественную войну Ил-4.
- Солдаты в окопах, охваченные радостью, кричали «Ура!» и бросали верх папахи и фуражки, когда над их головами, урча моторами, величаво шла в вышине армада из нескольких десятков «Муромцев» с полным боезапасом в сторону вражеских укреплений. А потом, ведомые офицерами, солдаты уверенно шли в атаку на немецкие позиции, уже изрядно перепаханные с воздуха нашими летучими богатырями, - вспоминал участник Первой мировой штабс-капитан Михаил Тетерин.
Разрывы бомб мешали с землей все живое, подбрасывали и переворачивали, словно игрушки, многотонные дальнобойные гаубицы, разлетались, будто спички, бревна от разбитых блиндажей. Уцелевшие враги в панике бежали.
Всего за годы Первой мировой войны выпустили восемьдесят восемь «Муромцев». Крылатый шедевр Игоря Сикорского положил начало целому классу боевых самолетов – тяжелых бомбардировщиков. Сегодняшние красавцы Т-95, Ту-22М3 и Ту-160 прямые потомки деревянного «Ильюши». А день создания первой эскадры «Муромцев» - 23 декабря - с тех пор считается Днем рождения российской дальней авиации.