САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Валентина Львова

Из грязи автокнязи

Трасса М1 «Беларусь» отмечает восьмидесятилетие. От выделенных полос для тракторов до замеров скорости с вертолетов. «СВ» вспоминает основные вехи

1937 год. Солидные участки будущей дороги проходили по болотам, которые приходилось осушать чуть ли не вручную. Фото представлено музеем "Федеральной трассы М1"

ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ

У этого музея пока нет даже адреса. Но он существует, в светлом современном здании, в Подмосковье, рядом с Голицыном. Сюда приводят школьников и студентов по предварительной договоренности, а иногда случайные автомобилисты, прочитав какую-нибудь статью, внезапно появляются на пороге, и никто никогда не отказывает им в экскурсии. Это музей трассы М1 - «Минки», как говорили раньше. 1 октября дороге (в современном понимании этого слова) исполнится 80 лет.

Если ехать сюда из Москвы, то искомое место найдется сразу за Голицыном, после развязки. Главный ориентир - указатель «Голицынский филиал «Автодора», после чего надо мирно повернуть направо, чтобы оказаться возле шлагбаума. За ним, во дворе, стоят трогательные и чистенькие невиданные машины, которые кажутся увеличенными копиями, взятыми с полки какого-нибудь любознательного мальчика, увлекающегося сбором моделей. Это - строительная техника, в разные годы использовавшаяся в работах на трассе. Вокруг - подстриженная травка, скамеечки, рабочий с газонокосилкой ходит. И нет никакого ощущения, что когда-то эти странные мастодонты грохотали чуть ли не танками, грызли грунт, пугая лошадей, запряженных во множество телег.

Двенадцать тысяч лошадей использовали на «Минке», как основную тягловую силу в конце тридцатых. Если принять во внимание, что мощность двигателя среднего, не самого современного «МАЗа» около 240 лошадиных сил, то получается, что обеспечить большую советскую стройку в 1938 году должны были всего-то 50 грузовиков.

Дань признательности лошадям можно увидеть уже внутри музея: в одной из витрин лежит подкова, ржавая, неуместная на первый взгляд среди проектных папок и приказов, подписанных Генрихом Ягодой, в ту пору считавшимся непобедимым Наркомом внутренних дел СССР, потом - Наркомом связи. Ягоду арестовали еще до того, как Минское шоссе официально открыли. В марте 1938 года его расстреляли по обвинению в государственной измене.

Так в стеклянных витринах соединяется, казалось бы, несоединимое: судьба неизвестной лошади, чью подкову нашли спустя много лет при реконструкции трассы, судьба Ягоды, подписавшего очередной приказ, судьбы тех заключенных, чья бесплатная рабочая сила использовалась, чтобы максимально удешевить затраты на «первое советское шоссе». А еще - жизни тех солдат, стоявших на пути немецкой армии, чьи каски лежат в соседних витринах. Такие предметы до сих пор находят при любых работах на М1 «Беларусь»: каски, гильзы, оружие.

Из грязи  автокнязи
Этот трактор 1936 года трудился тягачом на стройке, а сейчас стоит во дворе музея. Фото: Валентина Львова

ДАЙ МИЛЛИАРД, НУ ДАЙ МИЛЛИАРД!

Конечно, этот путь существовал и раньше. Смоленский тракт вошел и в историю, и в песни, и в литературу. По нему до Москвы доходили поляки в семнадцатом веке, чтобы потом развернуться в обратном направлении, спасаясь от ополчения, собранного Мининым и Пожарским. В столетии девятнадцатом здесь пролегал путь Наполеона с его огромной армией. Снова туда и обратно. А в двадцатом стране понадобилась полноценная дорога, по которой могли бы двигаться автомобили. И в 1934 году правительство приняло решение 
о строительстве современного шоссе, связывающего Москву и Минск.

Первоначальный проект поражал гигантизмом. Например, для возведения насыпей планировали переместить почти столько же грунта, сколько при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Запроектировали специальные полосы для тракторов (чтобы не портить асфальт) и подземные переходы для скота через каждые 5 километров дороги длиной в 695 километров, чтобы стада могли спокойно пересекать трассу. На все это великолепие требовался миллиард советских рублей.

Миллиарда не было, но дорога была нужна. Проектировщики наступили на горло собственной песне. Отказались от утопических планов. Сузили полотно. Отказались от «тракторных дорожек». 

И вписались в шестьсот миллионов. Рядом создали лагерь - Вяземский участок №39 УОС НКВД. Так и получилось, что ответственность за трассу возложили на Наркомат внутренних дел. Отсюда и Ягода. «Созрел».

ТРАССОАРМЕЙЦЫ, В БОЙ!

На деле оказалось, что многое не учли. Как изначально люди хотели выкапывать что-то под трассой - вообще загадка, поскольку по ходу дела строителям пришлось осушать множество болот. Их засыпали песком и щебнем, даже взрывали. Опробовали самые разные методы, один из них называется «вытрофирование». Не будем даже вдаваться в частности про шурфы, заряды в глиняных горшках, обсадные трубы. Цель была - выдавить жидкий торф и позволить сооруженной ранее насыпи попасть на дно болота.

Материалы сначала везли с Украины, но их не хватало, и параллельно стали искать крупный щебень в Калужской и Смоленской областях. 

Все это современному человеку, который видел старое советское кино, кажется не очень реальным. Тракторы бороздили поля, экскаваторщики волновались лишь из-за социалистических соревнований. Здесь тоже были соцсоревнования, но фотографии из витрин музея дают не такую сладкую картинку. Фотохроника показывает грязь, безнадежную и, казалось бы, не подлежащую окультуриванию. И еще была газета. «Трассоармеец». 

Там часто печатались фельетоны про тех, кто не выполняет план. Но все же его выполнили. А потом пришла война.


Из грязи  автокнязи
Фотограф запечатлел строительство эстакады над железной дорогой. Фото представлено музеем "Федеральной трассы М1"

ГЕРОИ БЫЛЫХ ВРЕМЕН


ЛОПАТЫ ПРОТИВ ТАНКОВ

Минское шоссе фашисты бомбили с особым усердием. Это был путь главного наступления на Москву со стороны Германии, и это был в то же самое время путь по доставке боеприпасов, медикаментов, новых войск на фронт. Каждый метр дороги важен. А в октябре 1941 года немцы дошли до деревни Ново-Осаново, на 73-м километре от Москвы. Их сдерживали долго, а потом перешли в контрнаступление, а освобожденные участки Минского шоссе начали ремонтировать.

«На работу ходили за 10 - 15 километров, не было спец-одежды, материалов для ремонта дороги, - говорится в документах музея. - По памяти дорожники ставили снегозадерживающие плетни, сами делали их из прутьев. Никаких приспособлений и механизмов не было. Колода, напоминающая ведро с двумя прикрепленными к ней ручками, помогала забивать в землю колья, к которым крепились щиты. Наледи на проезжей части сбивали вручную, чистили дорогу лопатами и скребками. Люди работали днем и ночью, часто под бомбежками и обстрелами. Начали с разминирования, многое приходилось делать заново: отсыпать изуродованное полотно, возводить мосты, устраивать временные объезды там, где дорога стала непроходимой».

23 апреля 1942 года ремонтировали мост через ручей. Советские войска временно отступили, и семеро дорожников оказались на передовой. Бросили лопаты, взяли в руки винтовки. Погибли все. Героям установлен памятник на 70-м километре Минского шоссе, рядом построена часовня Смоленской Богоматери. Их имена известны, про них тоже можно узнать подробнее в музее, не останавливаясь лишь на скупом перечислении фамилий погибших.

Сегодня, после всех потрясений, которые пережил с тех пор Советский Союз вплоть до распада, трасса М1 «Беларусь» кажется довольно-таки обыденной. Гипермаркет справа, заправка слева, сосны-березы за окном, снова гипермаркет. Есть платные скоростные участки, есть современные развязки. Часовни, поставленные для того, чтобы помнили. Одну из них год назад возвели на 154-м километре дороги.

Ее освятил Митрополит Смоленский и Рославльский Исидор. В киот с золоченым куполом и крестом, отделанным сусальным золотом, поместили икону Смоленской Богоматери (со стороны Смоленска) и икону Матроны Московской (со стороны Москвы). А до этого в основание заложили капсулу с посланием потомкам. «Мы, жители начала ХХI века, направляем вам свое Послание мира и любви, - говорится в письме, - любите, защищайте нашу прекрасную Русскую землю, нашу историю, память подвигов героев нашего Отечества, наши святыни и культурное достояние!»

Стоит задуматься, что культурным достоянием часто является просто дорога между пунктом А и пунктом Б, по которой прошли, проехали, проскакали миллионы людей с разными судьбами. Иногда оборвавшимися здесь, на «Минке». На старом Смоленском тракте.

Из грязи  автокнязи
На 70-м километре установили памятник рабочим, которым во время войны пришлось взять в руки винтовки вместо инструментов. Фото: wikipedia.org

ТРИ ГОДА ПО КРУПИЦАМ

Сергей КЕЛЬБАХ, председатель правления Государственной компании «Автодор», об основании музея:

- Ни одна дорога в России не имеет такой богатой истории. В XVI веке, еще будучи старым Смоленским трактом, это был главный торгово-дипломатический путь, который связывал Россию с Европой. В начале XIX века по этой дороге шла армия Наполеона и по ней же позорно бежала обратно. По ней наступали фашисты, но были «выдавлены» частями нашей Красной армии. Можно еще много перечислить исторических событий, память о которых хранит «Минка». По вехам ее истории можно проследить судьбу всей нашей огромной страны. И эту память мы обязаны сохранить.

Поэтому создали музей дороги М-1 «Беларусь». Горжусь тем, что нашлись энтузиасты, которые в течение трех лет, буквально по крупицам собрали исторические материалы, архивные документы, искали фотографии, восстанавливали имена тех, кто в 30-е годы строил дорогу и восстанавливал ее в послевоенное время. Эти люди не позволили пропасть историческому наследию нашей легендарной трассы.

Из грязи  автокнязи
Фото: Александр Глуз/ kpmedia.ru

ЛИХАЧИ НА «ОЛИМПИЙКЕ»

Московской автостраде дали спортивное «прозвище» после масштабной реконструкции к Олимпиаде-80.

УБИЛИ ДВУХ ЗАЙЦЕВ

Хотя Олимпийские игры были только поводом. Количество автомобилей росло, и старые двухполосные дороги с трудом справлялись с растущим транспортным потоком. Ехать по такому шоссе со скоростью выше семидесяти километров в час было уже небезопасно. К тому же автомобильная трасса Брест - Минск была частью панъевропейского транспортного коридора Берлин - Нижний Новгород. Вот и было решено убить сразу двух зайцев: показать гостям Олимпиады, какие классные дороги в СССР, и провести реконструкцию Московского шоссе.
Грандиозные работы развернулись на «фронте» протяженностью в триста километров. Целую пятилетку профес-сионалы и автолюбители страдали на объездных ухабах. Но не зря. Страна получила скоростную четырехполосную автостраду первого класса с разделительной полосой посередине. Вдоль трассы появились новехонькие стоянки, СТО, заправки, медпункты, кафе. Эта инфраструктура продолжает развиваться, и сегодня здесь с комфортом можно перекусить и отдохнуть едва ли не на каждом километре.

Сейчас «олимпийка» - это классная дорога с великолепным покрытием, на которой разрешена скорость до 120 километров в час. Ее оборудовали современными элементами безопасности и дорожными знаками. А буквально год назад стала частью 2-й кольцевой дороги вокруг белорусской столицы. Уникальность ее в том, что сделана она из бетона.
Трасса не повторяет Старую брестскую дорогу. Ее вынесли за населенные пункты: Фаниполь, Дзержинск, Столбцы и другие. Столицу трасса тоже обошла. Уходит в объезд километров за сорок до города.

На выезде из Минска еще видны ряды лип, которые показывают, где проходил старый шлях. Между Столбцами и Барановичами он сохранился почти в первозданном виде. Идет параллельно автостраде. Его так и называют - Старая брестская дорога.

Под Столбцами можно увидеть, как выглядела дорога Минск - Брест восемь десятилетий назад. Там чудом уцелел участок раритетной брусчатки.

НА ВЕРТОЛЕТЕ С СЕКУНДОМЕРОМ

Всегда особое внимание на дороге уделяется безопасности движения. А к Олимпиаде Госавтоинспекция даже обзавелась вертолетами. Недавно во время одного из рейдов мне рассказали, как тогда прямо с вертолета сотрудники ГАИ определяли скорость авто. Радаров, которые бы могли фиксировать скорость сверху, не было. На шоссе через определенные интервалы наносили поперечные полосы. Длина такой полосатой дорожки была сто метров. Милиционеры, патрулировавшие трассу на вертолетах, с секундомером в руках замеряли время, за которое машина проезжала контрольную «стометровку». По специальной таблице определяли скорость движения. Информацию о нарушителях передавали по рации патрулям, которые дежурили вдоль дороги. Они и останавливали лихачей.

А перед Олимпиадой - в начале 1980 года - организовали беспрецедентную операцию. Гаишники в Белоруссии провели технический осмотр всех транспортных средств.

ЛУЧШЕ РАЗ УВИДЕТЬ

По «олимпийке» не только комфортно и с ветерком можно добраться из Москвы до Бреста, но и, чуть съехав с дороги, посмотреть удивительные памятники истории и архитектуры. Самые известные достопримечательности, конечно, Брестская крепость и Беловежская пуща.

Недалеко от легендарной трассы расположены две архитектурные жемчужины Беларуси: Мирский и Несвижский замки. Примерно в ста километрах от Минска нужно повернуть на дорогу Р-1. 

В Несвиж - направо (и проехать около 20 км), в Мир - налево (около 10 км). А если едете из Бреста - наоборот.

Из грязи  автокнязи

Фото: Валентина Львова

КСТАТИ


С августа 2013 года проезд по дороге М-1 на территории Беларуси стал платным. От сбора освобождены только авто с массой до трех с половиной тонн, зарегистрированные в Таможенном союзе, в который входят и Беларусь, и Россия.

При въезде в страну водителю нужно приобрести по залоговой стоимости специальное бортовое устройство. Прибор фиксирует маршрут следования, а оплата производится через систему BelToll.

К слову, годом ранее - в 2012 году - на «олимпийке» развернули систему контроля за скоростным режимом. На всем протяжении трассы установлены камеры, которые регистрируют факты превышения скорости, после чего нерадивые водители получают от ГАИ «письма счастья».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Николай Бурляев: Вклад в семью – это вклад в наше будущее

В Гродно открылся постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Политика

Экзамен сдан на "отлично". Что известно о системе "Орешник"

Увидев видео с залпами по Днепропетровску, спецы со всего мира гадали, что это было? Что за неизвестный зверь? Теперь знают. И стало еще страшнее.

МНЕНИЯ

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

Столицы России и Беларуси занимают почётные места в мировых рейтингах

Валерий Чумаков

Всему на свете когда-то неизбежно наступает конец. Вот и русофобия, судя по многим параметрам, постепенно теряет популярность даже в самых недружественных странах.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также