Цифра против буквы
Международный медиафорум в Минске получился весьма представительным: с познавательными докладами выступили спикеры из разных стран. Самые большие делегации - из Китая и России
Непременные участники форума – молодежь. Ребята находят общий язык со всеми иностранными гостями. Даже с представителями самой многочисленной делегации из Китая. Фото: Юрий Мозолевский.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ
В кулуарах в Минске с китайской делегацией все обсуждали, как накануне на Дальнем Востоке Владимир Путин пек блины с председателем КНР Си Цзиньпином. В красках изображая, как они шуршали половником и сковородками, как чокались за дружбу между странами. «Это не Китайская стена, правда, но мы ведь в России», - сказал Путин китайскому коллеге и похвалил его первый блин, который вышел не комом - кругленький и ровненький.
Руководители ведущих СМИ высказывали надежду, что сотрудничество наших стран с Китаем будет прорывным, учитывая текущие отношения с Западом. Официальная линия не раз озвучивалась и Владимиром Путиным, и Александром Лукашенко: Китай - стратегический партнер на долгие годы.
Все три дня политики, ученые, эксперты, блогеры и журналисты из тридцати стран мира спорили о настоящем и будущем СМИ. Ключевые темы обозначил министр информации Беларуси Александр Карлюкевич:
- Цифровая трансформация идет опережающими темпами. Она несет не только новые технологии, но и в целом меняет парадигму журналистики. Находится под мощнейшим давлением социальных медиа. Практически каждый уже может влиять на информационную повестку дня. Есть и негативные моменты: страдают достоверность, качество и объективность. На повестке не только борьба с фейковой информацией и непрофессионализмом, но и информационная экология, защита личности.
- В интернетовских комментариях нужно уходить от анонимности, - убежден главный редактор Издательского дома «Беларусь сегодня» Дмитрий Жук. - Нужны новые механизмы ответственности, чтобы защититься от гибридных войн. Журналисты должны первыми распознавать риски, которые рождаются в информационном пространстве, и незамедлительно на них реагировать.
БОТЫ АТАКУЮТ
Не обошли стороной и вопрос о будущем печатной прессы. Многих волновала судьба газет. Поживут они еще или уже пора петь заупокойную? Мнения противоречивые. В очередной раз сошлись на том, что прощаться с печатной прессой все-таки пока рано.
- Еще несколько лет назад медиаэксперты заявляли: единственное, во что стоит вкладывать силы и деньги, - это интернет. Нам говорили, если на сайте будет два миллиона просмотров в сутки, то мы - «в шоколаде». Сегодня сайт «КП» посещают около четырех миллионов человек. А мы до конца не понимаем, хорошо это или плохо, - признался главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин.
По словам мэтра российской журналистики, оценить реальное влияние интернет-СМИ на общественное мнение довольно сложно. Потому что кроме реальных людей в интернет-пространстве действуют целые армии ботов - программ, способных посещать сайты под видом реального пользователя и писать комментарии.
- Каждый, кто входит в интернет, должен понимать, что это очень изощренная система. Да, здесь крутятся гигантские деньги. Но правила игры до сих пор не обозначены, - сказал Владимир Сунгоркин.
ФЕЙКИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Примеры, когда дезинформация в интернете становится причиной вполне реальных военных действий, уже есть. Фейковые новости - в числе главных проблем цифровых СМИ. Как с ними бороться? Одно из возможных решений предложил начальник Информационно-аналитического центра Совета безопасности Беларуси Олег Макаров:
- Думать нужно не о контрмерах против создателя фейковых новостей, а о защите аудитории от него. Юридической. Сегодня, спустя двадцать лет активного использования интернета, можно и нужно заниматься правовым регулированием отношений в нем.
Острая проблема постсоветских стран - создание собственного интернет-контента. Работа идет очень медленно. Доля своих информационно-аналитических центров от мировой - около трех процентов. В лидерах США, Китай и Великобритания. Настоящий прорыв за восемь лет у Поднебесной: с 13-го места на 2-е в мировом рейтинге по количеству контента в Сети.
Россияне и белорусы чаще репостят иностранные новости. В Твиттере на Госдепартамент США подписаны пять миллионов человек, на МИД России - 874 тысячи, МИД Беларуси - 11,7 тысячи. Словом, эту битву мы пока проигрываем.
БЕЗ ОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ
В прошлом году в Минске подписали Соглашение об обеспечении информационной безопасности в рамках ОДКБ. Проходит процедуру экспертной оценки подобная стратегия и для СНГ.
- Появилось два ключевых понятия: информационный суверенитет и информационный нейтралитет. Первый означает верховенство государства в информировании о своей деятельности. Второй - обязывает страны не использовать деструктивные методы воздействия на другие государства, - констатировал Олег Макаров.
Заместитель Госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин:
Фото: Юрий Строков
- Мы заинтересованы в стабильности, в еще большем сближении наших народов и в максимально эффективном использовании потенциала России и Беларуси. Мы должны противодействовать попыткам через информационные технологии помешать нам строить общее союзное будущее.
Павел Легкий, первый заместитель Министра информации Республики Беларусь:
Фото: БЕЛТА
- Современные условия требуют усиления мультимедийности медиаресурсов. Важно в полном объеме отрабатывать три коммуникативных канала: интернет-сайт, бумажную версию и соцсети. Перестраиваться, развиваться, учиться новому надо и рядовым журналистам, и главным редакторам. Укрепление доверия людей, наших читателей, завоевание и удержание аудитории - вот главные задачи для СМИ.
Владимир Сунгоркин , главный редактор газеты «Комсомольская правда»:
Фото: Виктор Гусейнов/kpmedia.ru
- Самый популярный вопрос, который мне задают: «А какая судьба у печатных СМИ?» Черт его знает, какая у них судьба. Будут деньги - их будет больше, не будет - меньше. Но реклама в печатных СМИ тает на глазах. Читатель тоже все больше любит всякие разные экранчики - эту историю уже не повернуть вспять.
С другой стороны, в России продолжается дискуссия по пенсионной реформе. И в массе своей будущие пенсионеры ничего не поняли из того, что им говорили с экрана телевизора и по радиостанциям. Им надо внимательно все изучить в печатном виде. Мы почувствовали повышенный интерес к газете. Это один из примеров того, какими могут быть перспективы печатных СМИ: разъяснение и анализ для широкой аудитории.
АУ, КУЛЬТУРА!
Дебаты шли и на союзной секции. «Танцевали» от данных социологов. Опросы показывают, что молодежь мало знает о Союзном государстве. Рецепт, как поправить дело, предложила главный редактор журнала «Союзное государство» Елена Овчаренко, упомянув, что бумажная версия любого СМИ не может быть самодостаточной, поэтому нужно активно работать в соцсетях.
О другом способе рассказал гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Сергей Рекеда:
- Надо делить аудиторию на сегменты. В частности, обратить внимание на малое и среднее предпринимательство. Ведь 72 процента представителей этой сферы позитивно оценивают интеграционные процессы в Союзном государстве.
Большой потенциал скрыт и в молодежных союзных проектах. Это наглядно продемонстрировал недавний Российско-белорусский молодежный конкурс для экспертов-международников. Итог превзошел все ожидания: сразу полторы сотни студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей включились в конкурс. Предложено семь перспективных белорусско-российских проектов.
- Для развития новых медиа пора уже разработать общие стандарты и правила поведения. Иначе говоря, подумать о медийной культуре и этике, - посоветовал блогер и журналист Виталий Рагулин. - А госорганам надо совершенствовать взаимодействие с журналистами. Это только укрепит имидж Союзного государства.
При этом, по мнению главного редактора газеты «Союзное вече» Ларисы Раковской, в погоне за новыми медиа ни в коем случае нельзя забывать о фундаментальных задачах союзных СМИ: качественном информировании граждан Беларуси и России о событиях, происходящих в Союзном государстве.
Подготовили: Герман МОСКАЛЕНКО, Кристина ХИЛЬКО, Софья АРСЕНЬЕВА, Светлана КАМЕКА.