Кастинг победой красен
Конкурсы - это не только возможность показать миру свой талант, но и испытание. Причем испытание жестокое, поскольку выбирают лишь одного...
Но всем ли по силам пройти испытание славой или услышать от маститого артиста категорическое «нет»? Корреспонденты «СВ» расспросили родителей звездных детей, наставников и членов жюри детских конкурсов, как переживать удачи и неудачи, не падать духом и смело идти вперед.
ВСЕ КУПЛЕНО?
Знакомьтесь: артист Андрей Баринов. Выиграл Гран-при на фестивале пародистов «Большая разница» в Одессе. Ему тогда только исполнилось 18 лет - совсем еще юноша. Сейчас он уже приезжает на «Славянский базар в Витебске» как желанный гость, гастролирует.
- До той победы было еще немало конкурсов, в которых я проигрывал. Было страшно, сам себя винил, переживал - казалось, что я просто предоставил неправильный материал. Может, еще не время... Может, пока не умею. В какой-то момент я перестал верить, что выиграть вообще возможно. Про все проекты говорят, что все куплено, все предрешено, - рассказывает в интервью «СВ» Андрей. - Поэтому когда в «Большой разнице» я вдруг победил, то шаблоны сломались. Оказывается, надо больше верить в себя.
Знаменитый хореограф Егор Дружинин когда-то и сам был ребенком-звездой: фильмы про Петрова и Васечкина с его участием смотрел весь Союз. Теперь он наставник популярного шоу «Танцы на ТНТ»: попасть туда мечтают не только взрослые, но и дети. У Дружинина, кстати, трое детей, однако к хореографии проявляет интерес лишь младший Платон. По мнению Егора, родителям надо учиться в первую очередь слышать ребенка и позволять ему развивать свои таланты, не навязывая никаких стереотипов:
- Чего хочется родителям? Чтобы мальчики могли себя защитить, а девочки обладали чувством прекрасного. Вот и получается, что мальчишкам разрешают заниматься танцами, только если противостоять их желанию никак не выходит. Но глупо заставлять сына ходить на бокс, если он хочет танцевать! Поддерживайте детей в их устремлениях, а не в своих.
«КИНОШНЫЕ МАМОЧКИ»
Иногда родители сами настолько хотят славы для своих детей, что напрочь забывают спросить у отпрысков - им-то это вообще надо? Комфортно ли им на конкурсах или ломают ребенка «через колено»?
Мария Фаддеева - актриса, телеведущая, мама. Ее уже повзрослевшие дочь и сын прошли через все «ужасы» актерских конкурсов и кастингов. У нее накопился ценный опыт, как сохранить психику ребенка в такой стрессовой ситуации.
- Поведение некоторых родителей порой поражает, - вспоминает Мария - Есть даже такое понятие «киношные мамочки». Наглость, какая-то безудержная страсть запихнуть своего, оттолкнуть остальных. Надо объективно оценивать своего ребенка. Не нужно дарить подарки режиссерам. Не нужно «покупать роль». А это происходит сплошь и рядом. Некоторые чуть ли не волосы рвут соперникам. Оскорбляют других детей. Это было не раз на моих глазах. Жесткий мир.
Как же помочь ребенку справиться с проигрышем, неудачей, пережить эту неприятную ситуацию и найти силы двигаться дальше?
- Нужно объяснять, что вакантных мест мало, а детей много. Прежде чем вводить ребенка в этот мир съемок, мир театра, музыкальных конкурсов, нужно его подготовить. Донести, что отказ не говорит ребенку о том, что он плохой. Это главное. Отказов будет много - 99 из 100. Особенно подростки реагируют остро, винят себя: я плохой, мне отказали, я недостоин. Замыкаются в себе, погружаются в депрессию. На самом деле отказ режиссера значит, что в данный момент нужен другой типаж, другой цвет глаз, другая фактура, - делится опытом Мария.
В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕХ
Певица Пелагея, говоря о шоу «Голос» - и взрослом, и детском - говорит, что наставник - больше чем преподаватель и советчик. Он, словно курица-наседка, опекает своих конкурсантов. Переживаний за то, как они выступят, верно ли возьмут интонацию, не сфальшивят ли, в каждом проекте хватает с головой. Да что там, их куда больше, чем за себя!
- Могу сказать, с детьми работать легче. У них в отличие от взрослых голова от успеха не кружится, да и эго не раздуто, как это бывает с конкурсантами постарше. Важно не торопиться: за секунду понять, есть талант или нет, не получится. Бывает, не можешь для себя решить, судишь построже, а выясняется, что ребенку и огрехи простить можно, достаточно позаниматься. Или наоборот: подача у человека такая шикарная, а за ней… ничего нет.
С некоторыми участниками детского «Голоса» Пелагея выступает. Говорит, это и важно, и радостно для нее - дать ребятам возможность выйти на большую сцену. Даже если они не свяжут свою жизнь с музыкой, все равно вырастут замечательными людьми.
Самый главный совет, который дают психологи тем, кто пробует свои силы в кастингах, конкурсах и всяческих отборах, - не рефлексировать.
- Прошел кастинг - забудь. Мучить себя вопросом: позвонят, не позвонят? - не стоит. Рассматривайте каждый такой эпизод как опыт, из которого можно извлечь пользу для себя. Пробуйте, пробуйте, пробуйте! Кредо успеха - не пасовать перед трудностями. Количество обязательно перейдет в качество, - подводит итог Лариса Крупина, руководитель курса «Актерское мастерство».
СУДЬЯМ ТОЖЕ НЕЛЕГКО!
«Золото» - одно, но ведь можно добавить еще одну «бронзу»?
Певец Олег Погудин признается, что не любит заседать в жюри. Правда, для детского смотра юных талантов «Синяя птица» сделал исключение. На решение повлиял тот факт, что ребят-конкурсантов нельзя никаким образом ругать или критиковать их творчество - таково условие для судей.
- Едва услышал, что выбирать предстоит первых из лучших, я согласился, - рассказал Олег. - Ведь задача профессионалов - приободрить, дать совет, быть не столько судьей конкурса, сколько педагогом его участников. Пусть первое место лишь одно, но каждый ребенок получает своего рода путевку для дальнейшей творческой карьеры. Ничей талант не останется без внимания - каждый получит добрый совет и теплые слова напутствия. Когда мы отдаем главную награду кому-то, это значит лишь то, что в данный момент конкретный ребенок оказался лучшим. Очень важно, что за тем, как складывается судьба ребят, следят, стараются помогать, в том числе финансово. Так каждый ребенок, принявший участие в конкурсе, получает важные уроки или навыки: известность, что особенно важно для конкурсантов из регионов, новые знакомства, которые позволят построить в будущем творческие связи. Шанс реализоваться в профессиональном смысле.
Соглашается с коллегой и знаменитый трубач Вадим Эйленкриг - он не раз судил конкурс юных музыкантов «Щелкунчик».
- Честно говоря, было невероятно тяжело: перед вами стоят безумно талантливые дети, абсолютно все, а решить надо, даже не кто из них более талантлив, а кто покинет проект. Хотя задача стоит оценивать именно начинающих музыкантов, очень трудно абстрагироваться и забыть, что перед тобой выступает ребенок. Есть инструменты технологически более сложные, например, на освоение игры на трубе уйдет лет на пять больше, чем на занятия на гобое. А когда у ребят равное количество баллов и одинаковые инструменты - ну как тут выбрать кого-то одного? К тому же при равной степени мастерства всегда хочется отдать предпочтение тем, кто помладше. Просто потому что у них было чуть меньше времени на подготовку.