Судьба резидента Маневича
В августе легендарному советскому разведчику, уроженцу Беларуси Льву Маневичу исполнилось бы 120 лет. (Материал из сентябрьского номера журнала «Союзное государство»)
«КОГДА ПРИЕДЕШЬ В ЧАУСЫ?»
Его имя страна узнала лишь спустя двадцать лет после Победы. «За доблесть и мужество, проявленные при выполнении спецзаданий советского правительства перед Второй мировой войной и в борьбе с фашизмом, присвоить полковнику Льву Ефимовичу Маневичу звание Героя Советского Союза (посмертно)», - опубликовали тогда газеты указ президиума Верховного Совета СССР. История его подвига оказалась настолько удивительной, что в 1973 году вышел фильм «Земля, до востребования». Роль полковника сыграл знаменитый Олег Стриженов.
Какие задания выполнял Маневич вдали от Родины, и почему историки спецслужб ставят его в десятку лучших советских разведчиков XX века?
Фильм, который посмотрели миллионы зрителей, начинается с малой родины Льва Маневича, города Чаусы.
- Мы с тобой теперь так редко видимся, сынок, - говорит ему отец. - Хоть какой-нибудь адрес у тебя есть? Или адрес все время меняется и мое письмо тебя не догонит?
- Адрес у меня как раз постоянный: «Земля, до востребования».
Лев Ефимович Маневич родился в Чаусах в 1898 году и впервые покинул эти места еще ребенком. Его старший брат Яков был активным участником революционного движения, за что его преследовали власти. В итоге в 1905 году он бежал в Германию, а потом в Швейцарию. Туда-то в 1907 году родители и привезли маленького Льва. Здесь он отучился в школе и Политехническом колледже, освоил английский, немецкий, французский и итальянский языки. В Чаусы братья вернулись лишь в 1917-м. Тогда же Лев добровольцем пошел в Красную армию и вступил в ряды РКП(б). Гражданская война, бои за Кавказ, Поволжье. Комиссар отряда, комиссар бронепоезда... В 1924 году поступил в распоряжение Разведывательного управления РККА.
АВСТРИЙСКИЙ БИЗНЕСМЕН
И вот с 1925 по 1927 год Лев работает в Германии. Тогда-то и появился его оперативный псевдоним - «Этьен».
- Он был одним из самых лучших и крупных разведчиков того времени, легендарной романтической эпохи, которую я назвал «эпоха великих нелегалов», - говорит историк спецслужб Александр Колпакиди. - В Германию попал не случайно: эта страна в середине 20-х была центром советской разведки, там работали одновременно несколько сотен наших разведчиков. До прихода нацистов к власти Германия была одним из наших союзников, с ней были тайные соглашения, включая соглашения об обмене развединформацией. И Маневич с этим успешно справлялся: специализировался на авиации, на военно-технической разведке.
Этьен закрепляет познания в летном деле, окончив Военно-воздушную академию имени Жуковского и став летчиком-наблюдателем.
«Отличных умственных способностей, - характеризует его начальство. - Характера твердого, решительного. Очень энергичен, иногда излишне горяч. Обещает быть хорошим командиром отдельной авиачасти и руководителем штаба».
Но стране он нужен был больше как разведчик.
И вот в декабре 1929-го в Вене появляется молодой и успешный бизнесмен Конрад Кертнер с супругой Надеждой и маленькой дочкой Таней. Легенда - лучше не придумаешь! Он владелец патентного бюро на всевозможные технические новинки. А учитывая страсть его хозяина к самолетам и технике вообще, вскоре Маневич-Кертнер обзаводится нужными связями в околоавиационных кругах. С его бюро заключает контракт немецкая компания «Нептун», разрабатывающая и производящая аккумуляторы, в том числе для подводных лодок. И информация о том, что «Нептун» отправляет эти аккумуляторы в ряд европейских стран, которые в обход запретов построить для Германии подлодки, вскоре оказывается в Москве.
«УРА, УРА, СОВЕТСКАЯ СТРАНА!..»
Спецслужбы начали что-то подозревать. Дело усложняла дочка Таня.
- Однажды, приплясывая по коридору берлинской гостиницы, распевала песню, которая кончалась словами «Ура, ура, советская страна!». До сих пор помню побелевшие лица родителей…» - вспоминала позже сама Татьяна.
Рисковать было нельзя, и Надежда Маневич с Татьяной экстренно уехали в Союз.
А Лев Маневич появляется уже в Милане, где открывает еще одно патентное бюро, которое представляет в этой стране австрийские, чешские и немецкие фирмы.
Италия была интересна тем, что там очень сильно развивалось военное производство, и авиация, и флот, включая подводный. Там было немало подпольщиков-коммунистов, которые работали на военных предприятиях. Он создал разветвленную агентурную сеть.
ЗАМЕНИТЬ БЫЛО НЕКЕМ
По разным данным, Маневич отправил в Союз больше трехсот особо засекреченных документов, изучение которых в дальнейшем помогло промышленности СССР не отстать, а в некоторых областях и преуспеть в разработке и производстве собственной оборонной продукции.
В то же время разведчик хорошо понимал, что скоро будет раскрыт. Но где найти еще одного такого же талантливого человека, который превосходно разбирался в авиатехнике, был прекрасным бизнесменом и разведчиком одновременно?
О замене ему и сообщили в конце августа 1932 года. Но было поздно...
«ПОЛКОВНИК СТАРОСТИН»
Итальянской тайной полиции стало известно об утечках. Следствие по делу австрийского бизнесмена Кертнера шло несколько лет, в 1937 году ему предъявили обвинение в шпионаже. И в феврале особый трибунал по защите фашизма приговорил к 16 годам тюрьмы. Примечательно, что никто так и не узнал, кого на самом деле они посадили и на разведку какой страны он работал: Маневич ни в чем не признался.
В тюрьме заболел туберкулезом. Позже попал в плен к немцам. Там назвался именем старого боевого друга еще по Гражданской войне Яковом Старостиным. Под этой фамилией и был освобожден союзниками 1 мая 1945 года.
- Я - «Этьен», - незадолго до смерти признался он одному из друзей по концлагерю, попросив его сообщить о себе в Москву.
Через два дня после Победы Льва не стало. После того как он был рассекречен, останки героя перезахоронили на мемориальном кладбище в австрийском Линце. Уже под своим, настоящим именем.