В «орлятский круг» встанем, друг!
Во Всероссийском детском лагере «Орленок» уже пару недель отдыхают суворовцы, нахимовцы и кадеты. В День Союзного государства они и мастерство в военных премудростях показали, и чудо-концерт посмотрели
СВЕЧИ ПО РЕКЕ
У четырех сотен участников военно-патриотической смены «Отечества достойные сыны» - праздник каждый день. Веселые соревнования, концерты, море... Но один момент в смене по традиции становится особенным даже на этом фоне - это День Союзного государства.
Начинается он рано. Уже с 6 утра весь лагерь выглядит, как Красная площадь перед парадом. Отутюженная форма, начищенные до блеска знаки отличия, ровный строй подтянутых улыбающихся мальчишек и девчонок. Все готовы к торжественной линейке. После этого праздничный день считается открытым, пора представить свои училища во всем великолепии.
Жара под тридцать градусов. Солнце палит нещадно. Повезло, что выставка-презентация учебных заведений проходит в сосновом бору. Повсюду стенды училищ России и Беларуси. Суворовцы, нахимовцы и кадеты, кто во что горазд, расхваливают свои альма-матер. А вот ребятишки, отдыхающие в «Орленке» рядом с бравыми парнями, обступили бойкого паренька. Слушают, раскрыв рот.
Никита из Гомельского кадетского училища рассказывает с горящими глазами. Оказывается, его училище - совсем молодое. Недавно исполнилось пять лет. Туда, как в обычную школу, принимают без экзаменов. Программа рассчитана на восемь лет. Но самое интересное и необычное - в одном строю здесь и мальчики, и девочки, и нет последним особых послаблений.
Летом кадеты выезжают на археологические раскопки и участвуют в поисках останков героев Великой Отечественной.
Никита показывает документы времен войны. Карты, списки погибших, пожелтевшие листы, где описаны подвиги.
- Искал своего прадеда и я, - вспоминает Никита. - К сожалению, не нашел. В конце августа 41-го он воевал на Украине, в районе Днепра. Красная армия держала бой долго. Очень. Не сдавалась. Немцы буквально вдавили наших солдат танками в Днепр. Прадед был там. С учителем истории нашли данные об этом. Останки уже не достанешь и не перезахоронишь. Иногда с родителями ездим на это место и пускаем свечи по реке. В память о тех, кто погиб.
Взрослые нередко опасаются, что их дети и внуки позабудут о Великой Отечественной. Но, глядя на Никиту и его аудиторию, становится понятно, что эти страхи напрасны. Ребята слушают рассказы о войне, затаив дыхание. Задают вопросы, интересуются, куда будет поступать Никита. Тот хочет быть артиллеристом и метит в Минскую военную академию.
ЖАРКО, И ХОЧЕТСЯ ДОМАШНЕГО БОРЩА
Дом Авиации и Космонавтики, который открывал, между прочим, первый человек, вышедший в открытое межзвездное пространство Алексей Леонов, стоит в отдаленном уголке «Орленка». Возле серого трехэтажного здания, кажется, готовы вот-вот взлететь управляемая ракета класса «земля - воздух» и учебно-тренировочный самолет - Л-39 «Альбатрос».
В холле толпятся ребята в разноцветных майках и шортах. Соревнуются в военно-технической игре «Наследники Победы». Их разделили на несколько команд. Все показывают, насколько готовы прыгать с парашютом, стрелять, собирать и разбирать автомат Калашникова, вязать морские узлы.
Прямо-таки не знаешь, на что смотреть: то ли на то, как ребята распутывают стропы парашюта, то ли на экспонаты вокруг. Тут тебе и ракеты, первый и второй искусственные спутники Земли, и научные станции «Электрон-1» и «Луна-1», и самоходный аппарат «Луноход-2». Макеты. Но от настоящих не отличить.
Ребята тем временем растянули парашют и, что удивительно, не запутались в нем. Справившись, готовы к следующим заданиям. Например, узнать, как устроен знаменитый автомат Калашникова. Белокурый мальчишка вертит его и так и сяк.
- Саня, красава, не подкачай! Не забудь снять предохранитель! - кричат вокруг.
Парень сосредоточен. Всего за 45 секунд надо собрать и разобрать. Преподаватель засекает время. Поехали! Сане сноровки не занимать. Сделал все быстро-быстро - еле уследила!
- Йес! - хлопают его по плечу товарищи.
Александр Якович учится в Полоцком кадетском училище. Планирует поступать в Военную академию на общевойсковой факультет или идти в разведку.
- Да, тут я справился, но из воздушки стрелять для меня было сложно, - говорит он. - Долго целился, но тремя патронами два раза все-таки попал в цель.
В «Орленке» Саша со многими подружился.
- На юге России климат совсем другой, - продолжает он. - У нас в Беларуси уже прохладно: ветерок, тучки. А тут жара - под 32 градуса. И море. Не хватает, конечно, борщика. Наваристого, домашнего, как у бабушки в Полоцке.
В «Орленке» Саша впервые. Пригласили за спортивные достижения. Парень делает успехи в дзюдо и туризме. А еще мастер в вязании всяческих хитрых узлов.
На проверку этих навыков тоже конкурс имеется. Туда ребята и бегут.
АКСАКАЛ
Сколько полосок на тельняшке?
Старейший вожатый рассказал «СВ», как любит подкалывать курсантов и почему попрощался с морем.
ПОЛВЕКА В СТРОЮ
Спешу в комнату, на двери которой написано «Судомоделизм» и висит на крючке смешной тряпичный матрос. В тельняшке, черных клешах, кедах и с вязаной гитарой в руках.
Внутри толпятся мальчишки и девчонки.
- Кто у вас адмирал? - спрашивает преподаватель Анатолий Рейда.
Бойкий крепкий мальчик выскакивает вперед. Прижимает руку к виску так, будто отдает честь.
- Отлично, - говорит Анатолий Иванович. - На все про все шесть минут.
Ребята приступают. На столе толстые веревки. Надо умудриться скрутить морской узел, хирургический, академический, рифовый и восьмерку. Шпаргалка в виде рисунков-схем - на стене, но где же найти время, чтобы подсмотреть? Впрочем, кадеты все узлы давно выучили. В экзаменационной книжке их команды Анатолий Иванович выводит заветное слово «зачет».
Ребята убегают. Преподаватель устало присаживается за стол. Обнимает внучку - любопытную темноволосую девочку лет шести. Просит ее:
- Юля, милая, включи музыку.
Через пару секунд уже звучит Муслим Магомаев и его «О море, море!»
- Для настроения, - подмигивает Анатолий Иванович.
Он старейший вожатый «Орленка». Работает тут больше пятидесяти лет.
- Служил на Черноморском флоте, в седьмом учебном отряде Севастополя, - рассказывает Анатолий Иванович. - В бригаде противолодочных кораблей. Помню, как впервые попал на корабль. Вдвоем с парнем по фамилии Иванченко. Он из Винницы, а я - с Запорожья. По неписаной традиции над юнкерами подшучивают и таким образом проверяют их знания. Готовы ли к службе? Делают это не сразу. Дают освоиться. Как-то вышел на палубу и вижу: Иванченко залез на самый верх мачты! И толпа снизу кричит: «Левее смотри», «Нет, глянь правее!»
- Что же он там искал?
- Сначала тоже не мог понять. Оказывается, его послали зажечь самый верхний стояночный огонь, который включается из рубки на капитанском мостике! (смеется). Когда выяснилось, что к чему, все так хохотали. Вскоре дошла очередь и до меня. Попросили: «Рейда, пойди включи питание на хронометре!» А этот прибор, понятно, просто механическая штучка, где стрелка показывает, сколько градусов. Ну, я им сразу все объяснил, и больше ко мне не приставали. Учебку окончил с отличием.
- То есть могли выбирать любое место дальнейшей службы?
- Да. Но так получилось, что вместо Одессы, куда хотел попасть, так как у меня там была невеста, оказался в Поти - это запасная база Черноморского флота в Грузии. Дослужился до командира машинного боевого поста. Вдруг ЦК комсомола дало разнарядку, и четырех человек, в том числе меня, направили в «Орленок». Первый отряд у меня появился в 1965 году.
НА РАБОТУ КАК НА ПРАЗДНИК
- Почему остались в «Орленке»?
- Он - вся моя жизнь! К тому же всегда все организовывал. Еще мальчишкой. Игры различные. Например, кто больше пропрыгает на скакалке или кто сумеет проехать на заднем колесе велосипеда.
- Современные ребята тоже так умеют!
- Не скажите! Они - городские. А я родился в селе. По интернету гуляют замечательные строчки: «А мы и не скрываем, что из деревни родом, что бегали по лужам мы в детстве босиком»… Мое село называлось Малиновка. Между Запорожьем и Бердянском. До школы пять километров и обратно столько же. Одна широкая улица. Летом - пылюга по колено, а как дождь пройдет, грязь по щиколотку. За водой пешком ходили - коромысло на плечи, два ведра набираешь, сверху, чтобы не расплескалось, лопухи кладешь...
- Рассказываете об этом кадетам и нахимовцам?
- С подростками бок о бок пятьдесят лет. На работу хожу как на праздник. Разговариваю с ними на равных. Иногда они посмеиваются: «Остапа понесло!» Белорусы приезжают в основном летом и слушают с особым интересом. Перед тем как вязать узлы, у нас курс по истории флота России. Говорим об Андреевском флаге, который учредил Петр I. Император написал и устав, где было сказано, что ни при каких обстоятельствах флаг перед противником спускать нельзя. Лучше погибнуть, чем сдаться на милость победителю.
- Никогда таких случаев не было?
- В истории России всего дважды спустили Андреевский флаг. Первый - в 1828 году, когда турецкие корабли окружили наш фрегат «Рафаил». Капитан второго ранга Семен Стольников спустил флаг, спасая экипаж. Все были взяты в плен. Когда вернулись, царь издал указ, чтобы больше этим именем корабль не называть. А если судно вновь попадет в плен, сжечь его. Стольников был разжалован в матросы, и ему запретили иметь детей. К счастью, у него уже было два сына. Они дослужились до адмиралов и искупили вину отца.
Второй раз флаг спустили в начале XX века во время русско-японской войны, когда мы потерпели сокрушительное поражение при Цусиме.
- Ваш роман с морем закончился?
- Он остался в прошлом. Когда только прибыли сюда после службы, у нас были детские яхты «Кадет» и «Оптимист». Ходили на облегченных шлюпках «Лазаревках». Кадет обучали. Выходили в море в походы. Романтика была. А сейчас люблю задавать учащимся вопрос с подколом. Приношу на занятия две тельняшки: одну большую, другую - поменьше. Спрашиваю, у кого больше полосок - у боцмана или у юнги? Ребята считают, считают... Сдаются. И я говорю: «Одинаково! Полосок на тельняшке всего две: белая и си-няя».
ГАЛА-КОНЦЕРТ
НА ОСТРИЕ НОЖА
Завершается День Союзного государства в «Орленке» концертом.
- Белорусы и россияне всегда были, есть и будут братскими народами, - говорят ведущие. - С общими традициями, памятью и верой. Смена «Отечества достойные сыны» объединяет юных защитников обеих стран. Показывает нашу готовность быть вместе.
На сцену выходит хрупкая Ксения Здрок из Гомельского кадетского училища. И исполняет песню «К тебе, Беларусь». За кулисами девушка признается, что очень хочет стать… настоящим офицером!
- Выбрала военный путь сначала из-за обмундирования с красными погонами, - говорит она. - А потом понравилось то, что делаем в училище: постоянно нужно держать себя в форме, а еще - походы, военно-полевые сборы...
Юные артисты сменяют друг друга. Только что любовались бальными танцами ребят из Петрозаводска, как вот уже во всей красе - мальчишки из Северокавказского суворовского военного училища.
Смуглый Ибрагим, надев папаху, которая, как кажется, ему чуть велика, ловко жонглирует ножами. Их так много, что трудно сосчитать. Больше десяти, точно. Острие каждого опасно поблескивает. Всякий раз кажется, что подброшенный в воздух нож вот-вот во что-то воткнется и будет беда, но парень ловко его подхватывает, и публика ахает!
Концерт завершается танцем воспитанниц Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Скромные в жизни, на сцене девушки становятся зажигалочками и выдают блестящий номер.
ЛЕГЕНДА О СЕРДЦАХ
Ребята расходятся. Каждый отряд - за своим вожатым. Через несколько минут они, как обычно по вечерам, встанут в «орлятский круг», обнявшись: одна рука - на плече соседа справа (значит, готов на него опереться), другая - на талии товарища слева (значит, готов его поддержать). И начнут делиться, совсем, как в семье, всем, что произошло за день: проблемами и радостями. А потом споют ставшую традиционной песню: «Слева друг и справа друг, чуть качнулся орлятский круг...».
Ни в коем случае нельзя проходить через центр круга. По местной легенде, которая переходит от поколения в поколение, давным-давно на месте «Орленка» жили люди. Однажды мужья ушли на войну, но оставили супругам на хранение свои сердца. Женщины берегли их как зеницу ока. И для того чтобы сердца не продувал ветер, вставали вот так, все вместе, в тесный круг. И уберегли. Когда мужчины вернулись домой, женщины протянули им их сердца. С тех пор и ребята встают в круг, который назвали «орлятским».
ТОЛЬКО ФАКТЫ
В«Орленок» съехались 380 воспитанников Московского, Петербургского, Тверского, Уссурийского, Астраханского, а также Минского, Гомельского, Полоцкого и других военных училищ. Лагерь, где они оказались, находится в 45 километрах от Туапсе. В 2012 году ему присвоили статус ассоциированной школы ЮНЕСКО. Одновременно в «Орленке» могут отдыхать около 3,5 тысячи детей летом и 1,2 тысячи - зимой. Каждый год здесь работает больше пятидесяти образовательных и оздоровительных программ для детей и подростков. В этом году на организацию и проведение военно-патриотической смены из бюджета Союзного государства выделили больше 27,5 миллиона российских рублей.