Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
"Буревестник- МБ" не только следит за противником, может поразить цель умными снарядами. Фото: БЕЛТА
СОКОЛИНАЯ ОХОТА
У этих опознанных летающих объектов не только красивые названия, - «Бусел», «Буревестник», «Ястреб», - но и «умная» начинка. Первые беспилотники в стране стали выпускать в 2009 году.
- Начинали с чистого листа, - вспоминает Юрий Яцына, директор Научно-производственного центра многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси. - Организовали команду из талантливых инженеров, авиамоделистов, конструкторов, ученых из космической сферы и за два года собрали первый беспилотник. Лидеры отрасли - Израиль, США - наладили производство авиамоделей больше полувека назад. За несколько лет научные и промышленные наработки помогли нам сделать огромный шаг вперед и на восемьдесят процентов догнать ведущие страны.
Небесные ласточки made in Belarus вызвали неподдельный интерес у заказчиков из стран Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии и Европы.
В этом году белорусские расчеты БАК впервые участвовали в Армейских международных играх. «Бусел М40», «Бусел М50» и «Буревестник-МБ» в конкурсе «Соколиная охота» оставили соперников далеко позади.
ПОРАСКИНУТЬ КРЫЛЬЯМИ И... МОЗГАМИ
Эксперты уверяют: самое сложное - заставить беспилотник «думать» и «анализировать». Создают модели около семидесяти математиков, конструкторов, программистов. Интеллектуальная начинка белорусских БАК - оригинальная, разработанная сотрудниками центра.
- Семьдесят процентов комплектующих и материалов - отечественного производства, - с гордостью говорит Юрий Яцына. - К сожалению, в стране нет традиционной школы авиационных конструкторов и дизайнеров. С ребятами из ведущих вузов - БГУИР, БНТУ, БГУ - делятся опытом выпускники Московского авиационного института.
СЫЩИКИ, РАЗВЕДЧИКИ, ЗАЩИТНИКИ
БЛА надежно охраняют границы Союзного государства. Например, заметил «зоркий глаз» беспилотника подозрительную машину, что мчит по приграничной территории, получил команду «наблюдать» и аккуратно ведет слежку. Новейшие разработки позволяют контролировать обстановку и моментально находить нарушителей на отдельных участках прямо с автоматизированного рабочего места, оборудованного на заставе.
Летательные аппараты первыми замечают непрошеных гостей у границ, отправляют на землю видео и фото мест, где разгулялась стихия, снимают видео в сложнодоступных районах. И, конечно, ищут заблудившихся в лесах. Даже в непроглядной темноте камеры «Бусла М-40» распознают человека. А там дело за малым - передать координаты поисково-спасательным отрядам.
ОТ «БУСЛОВ» ДО КАМИКАДЗЕ
В скором времени на помощь госслужащим и волонтерам придут более маневренные и шустрые квадрокоптеры. «Жужжащие пауки» смогут зависать в воздухе, заглядывая за густые кроны деревьев.
- Квадрокоптеры устойчивы к капризам природы. Умеренные снег, дождь, ветер полету не помешают. Четкую картинку гарантирует современный формат Full HD съемки, - раскрывает детали Юрий Яцына. - Планируем создать аппарат на тросах. Сейчас он может находиться в воздухе максимум сорок минут. Трос продлит это время до десяти часов. Машина с высоты ста метров будет видеть ситуацию в радиусе двух километров, сможет распознавать лица. Это поможет службам безопасности контролировать ситуацию на концертах, спортивных матчах, парадах, одним словом, в местах массового скопления людей.
Самые популярные крылатые машины из Синеокой - «Бусел М40», «Бусел М50», «Дирижабль (БАК ЭМ)», «Буревестник-МБ». С 2014 года беспилотники поставляются в Россию, Вьетнам, Туркменистан и другие страны ближнего и дальнего зарубежья. На экспорт уходит больше половины. В мире существует несколько аналогов белорусских летательных аппаратов. Но эти модели выигрывают по соотношению «цена - качество».