Спайсите, помогите!
В Минске Палата представителей приняла в первом чтении поправки о смягчении уголовной ответственности по преступлениям, связанным с наркотиками
Разговоры о том, что нужно четче разграничить ответственность за хранение и сбыт наркотиков и психотропных веществ, звучали давно. По словам директора Национального центра законодательства Беларуси Вадима Ипатова, новые поправки должны сделать более адекватным наказание для тех, кто впервые совершил преступление, и для несовершеннолетних.
- При этом собственно либерализация - не самоцель законопроекта, - добавил Ипатов. - Основная задача - обеспечить соразмерность наказания содеянному.
ДУРИ ХВАТАЕТ
…У меня к наркотикам личные счеты: через два года после окончания школы мы собрались на похороны. Наш бывший одноклассник попробовал в компании спайс. Теперь ему всегда будет 19. Его семья и близкие никогда не поддержат смягчение наказания за распространение наркотиков.
Но есть матери, чьи дети оказались по другую сторону ситуации - перево-зили наркотики, занимались сбытом. Многие уже за решеткой. Родители осужденных по антинаркотическим статьям пытаются доказать, что дети не должны провести «свои лучшие годы на зоне за один пакетик с дурью».
В 2011 - 2013 годах Беларусь накрыла «спайсовая эпидемия». Тогда курительные смеси особенно активно распространялись в колледжах, школах, через интернет. Наркотики стали привычным делом для некоторых подростков не только в мегаполисах, но и в маленьких городках и селах. Как-то знакомый фельдшер «Скорой помощи» признался, что во времена спайсового пика он боялся ехать на вызовы в общежития. Еженедельно вытаскивали с того света юных жертв экстремальных ощущений. Довезти успевали не всегда.
Власти закрутили законодательные антинаркотические гайки не на пустом месте. После череды чудовищных смертей посыпались требования оградить детей от страшной напасти. С 2015 года к ответственности за незаконный оборот наркотиков стали привлекать с 14 лет, увеличили сроки наказания. Особенно сурово стали наказывать распространителей.
За «передачу пакетика с травкой» или так называемую «закладку» можно загреметь на срок от 5 до 25 лет.
Жестко? Но даже эта жесткость не отпугивает. Примеры из недавних новостей.
Бобруйский район. Обнаружено шесть гектаров дикорастущего мака.
Мозырьский район. Уничтожено больше двух тонн конопли.
Жлобин. У юноши изъяли килограмм марихуаны.
К тому же со счетов не стоит списывать интернет-магазины: 25 таких точек по распространению наркотиков ликвидировали в Беларуси только за последнее время.
ФОРМУЛА ВИНОВНОСТИ
На этом фоне сегодня в Беларуси как раз и обсуждается законопроект о поправках к 328-й статье УК (о «незаконных изготовлении, приобретении, хранении, перевозке или пересылке либо незаконном сбыте наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов»). Довод «за»: нельзя тех, кто попался на первой затяжке марихуаной, и сбытчиков, заработавших на чужом горе состояние, одной меркой изменять.
Дискуссия во время первого чтения в Палате представителей оказалась бурной. В частности, министр внутренних дел Игорь Шуневич резко высказался против смягчения антинаркотических статей.
- Именно жесткость закона помогла сдержать наркоэпидемию и привела к тому, что на тридцать процентов снизилось количество выявляемых преступлений в этой сфере, - объяснил он позицию. - В шесть раз увеличился объем изымаемых наркотиков, в три раза уменьшилось число передозировок, сократилось число летальных исходов.
Не видят предпосылок для смягчения наказания за сбыт наркотиков и в Верховном суде.
- Это очень опасное преступление, фактически - распространение смерти, - сказал первый зампредседателя Верховного суда Валерий Калинкович.
Второе чтение законопроекта запланировано на осеннюю сессию парламента. Для изменения Уголовного кодекса внесли больше ста предложений от заинтересованных ведомств. В итоге нижний предел наказания может быть сокращен с пяти до трех лет лишения свободы по второй части 328-й статьи и с восьми до шести - по третьей части.
ЧЕРНЫЙ СПИСОК
Между тем опыт в Беларуси в деле борьбы с наркотиками накоплен немалый.
- Мы - единственная страна в мире, где мониторится ситуация по наркорынку и где наркотики оперативно вносятся в перечень запрещенных, - заявил недавно в эфире канала ОНТ председатель Госкомитета судебных экспертиз Андрей Швед.
Даже до обнаружения наркотика в стране его ставят на учет и вносят в перечень запрещенных, поэтому легальный рынок для новых синтезированных веществ, мелькнувших в уголовных делах за границей, в Беларуси изначально закрыт. За последние четыре года выявили около трехсот таких сомнительных препаратов, которые могли из-за неоперативного реагирования быть «неподсудными», как это случалось в других государствах.
ПОТЕРЯЛСЯ нарКОТИК
В сводках российской полиции преступления, связанные с наркотиками, иногда выглядят почти комично. Чего стоит хотя бы история про кота-наркокурьера под Тулой! Дело в том, что один из заключенных, выйдя из исправительной колонии, забрал местного кота с собой. На свободе коту сделали ошейник, в который спрятали гашиш и амфетамин. Планировалось, что животное выпустят рядом с колонией, он будет тихо-мирно фланировать между волей
и неволей, поставляя нелегальный груз заказчикам. Однако и кот, и два его «наставника» были взяты в процессе. Остроумные поставщики задержаны, да и зверь попал за решетку - его отправили в питомник на время следствия.
А КАК В РОССИИ?
ТОЛЬКО В МОСКВЕ - ПОЛТОННЫ ЗА ПОЛГОДА
Статистику по подобным преступлениям в РФ озвучили на днях на заседании столичного главка МВД.
В Москве за полгода зарегистрировали девять тысяч нарушений, связанных с наркотиками.
- Установили больше тысячи лидеров и активных участников ОПГ. Из незаконного оборота изъяли свыше 570 килограммов наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, - доложил на заседании столичного главка замначальника ГУ МВД России по Москве Сергей Плахих.
В 2011 году в России указом Владимира Путина утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики. За семь лет результаты впечатляющие - изъяли 234 тонны запрещенных веществ. Однако в стране постоянно формируются рынки новых психоактивных препаратов и синтетических наркотиков. Юридически они могут даже не входить в список запрещенных. Еще в прошлом году начальник Главного управления по контролю за оборотом наркотиков Андрей Храпов признал опасность от смертельной синтетики настолько актуальной, что сравнил ее с «угрозой распространения афганского героина».
Вдобавок новые психоактивные вещества проще и дешевле при производстве, а законодательство не успевает отслеживать все новые и новые препараты.
Какие средства предпринимают в стране, чтобы переломить ситуацию?
В конце марта премьер-министр Медведев подписал постановление о совершенствовании контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ в России. В итоге должны были усилить надзор за рынком сильнодействующих препаратов, которые уже внесены в национальные перечни других стран.
В том числе и в списки Беларуси.
Особое внимание будет уделено прекурсорам - сырью, из которого можно сделать как спасительные лекарства, так и наркотическое зелье.