Вперед, паровоз, стучите, колеса
В воскресенье, 5 августа, в России и Беларуси отмечают День железнодорожника. «СВ» вспоминает десять интересных фактов о транспортном сообщении в наших странах.
Двери открываются
Первая железная дорога в России появилась в 1837 году: поезда по ней курсировали из Петербурга в Царское село. Эта «чугунка» стала всего лишь шестой в мире. На торжественное открытие прибыл Николай I: состав из восьми вагонов и паровоза «Проворный», которым управлял инженер Франц Герстнер (он и спроектировал дорогу), за 35 минут добрался из Санкт-Петербурга в Царское село. Спустя два года железнодорожную ветку продлили до Павловска, а на местном вокзале выстроили концертный зал, где выступал Иоганн Штраус.
Схвачены одной сетью
Прообразом железных дорог в Беларуси стали транспортные линии второй половины XVIII столетия с вагонами на конной тяге, например, дорога Старинковского металлургического и машиностроительного завода. Цеха и пристань на реке Сож соединяли именно такие пути. Первое постоянное железнодорожное сообщение в Беларуси появилось в 1862 году: поезд связал участок от Поречья до Гродно, который стал частью Санкт-Петербургско – Варшавской железной дороги, четвертой по счету в Российской империи. К началу XX столетия составы передвигались уже по значительной части территории Беларуси: каждые несколько лет открывались новые железнодорожные участки.
Фото: Wikimedia
Дорогой длинною
Протяженность железнодорожных путей Беларуси – 5,5 тысячи километров, из них 900 километров электрифицированы. Российская система железных дорог считается одной из самых протяженных: она насчитывает 85,3 тысяч километров (из них электрифицировано свыше 43 тысяч). Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта, до 2030 года общая протяженность эксплуатационной длины железнодорожного сообщения в России составит 150 тысяч километров.
Говорим «железка», подразумеваем – «чыгунка»
В Республике Беларусь железная дорога называется чыгункой. И перевозками, соответственно, занимается компания «Беларуская чыгунка». Кстати, это бренд с мировым именем: поезда предприятия отправляются в Париж, Берлин, Ниццу, Бухарест и Вену. Железнодорожное полотно связывает Беларусь с пятью соседскими странами: Россией, Литвой, Латвией, Украиной и Польшей. А по российским железным дорогам следуют поезда в Финляндию, страны Балтии, Польшу, Китай и КНДР, Казахстан и Азербайджан, Монголию.
Вагончик тронется
Сегодня БЖД ежедневно перевозит свыше 200 тысяч человек, а по ее дорогам курсирует 34 пары поездов постоянного обращения, включая шесть фирменных. Пассажиры могут путешествовать не только на обычных, но и современных электропоездах производства «Штадлер». В России скоростное сообщение активно развивается с 2004 года. Сейчас в Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Хельсинки можно добраться на поездах «Сапсан», «Стриж», «Ласточка» и «Аллегро». Причем не только обычных, но и двухэтажных.
Кольцо вокруг Москвы
В 2016 году в российской столице стали открываться станции Московского центрального кольца. На поездах «Ласточка» можно добраться до пункта назначения в кратчайшие сроки: большинство станций расположены неподалеку от метрополитена и автобусных остановок.
В аэропорт – на крыльях
Из столицы в аэропорты московского транспортного узла можно добраться на комфортабельных «Аэроэкспрессах». Всего 30-45 минут – и вы уже у стойки регистрации. В скором времени аналогичная железнодорожная ветка может связать и Санкт-Петербург с международным аэропортом «Пулково»: переговоры о поставке поездов для «Аэроэкспрессов» вело предприятие «Штадлер-Минск».
Станционный смотритель Швейк
Герой книги Карела Ванека «Приключения бравого солдата Швейка в русском плену» в годы Первой мировой войны оказался на строительстве военной железной дороги на станции Будслав в Минской области, которая связывала Полоцк и Молодечно.
Фото: Wikimedia
Доставить прямо в руки
Российские поезда перевозят не только пассажиров, но и различные грузы. Ушли в прошлое те времена, когда нужно было просить проводников взять с собой посылку для родственников в другой город. Теперь все легально: оплачиваешь 400 рублей – и корреспонденция весом не больше килограмма тем же поездом отправляется к получателю.
Железнодорожные силы
В Союзном государстве России и Беларуси действует программа «Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона». Она обеспечивает объединение возможностей железнодорожных войск РБ и РФ, входящих в состав региональной группировки, обеспечивает стабильную работу железнодорожного транспорта, функционирование мостовых и понтонно-мостовых подразделений при наведении железнодорожных и автомобильных краткосрочных мостовых и паромных переправ, восстановлению разрушенных железнодорожных мостов.