САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Анна Попова

Вперед, паровоз, стучите, колеса

В воскресенье, 5 августа, в России и Беларуси отмечают День железнодорожника. «СВ» вспоминает десять интересных фактов о транспортном сообщении в наших странах.

Фото: http://www.rzd.ru

Двери открываются

Первая железная дорога в России появилась в 1837 году: поезда по ней курсировали из Петербурга в Царское село. Эта «чугунка» стала всего лишь шестой в мире. На торжественное открытие прибыл Николай I: состав из восьми вагонов и паровоза «Проворный», которым управлял инженер Франц Герстнер (он и спроектировал дорогу), за 35 минут добрался из Санкт-Петербурга в Царское село. Спустя два года железнодорожную ветку продлили до Павловска, а на местном вокзале выстроили концертный зал, где выступал Иоганн Штраус.

Схвачены одной сетью

Прообразом железных дорог в Беларуси стали транспортные линии второй половины XVIII столетия с вагонами на конной тяге, например, дорога Старинковского металлургического и машиностроительного завода. Цеха и пристань на реке Сож соединяли именно такие пути. Первое постоянное железнодорожное сообщение в Беларуси появилось в 1862 году: поезд связал участок от Поречья до Гродно, который стал частью Санкт-Петербургско – Варшавской железной дороги, четвертой по счету в Российской империи. К началу XX столетия составы передвигались уже по значительной части территории Беларуси: каждые несколько лет открывались новые железнодорожные участки.

Вперед, паровоз, стучите, колеса


Фото: Wikimedia

Дорогой длинною

Протяженность железнодорожных путей Беларуси – 5,5 тысячи километров, из них 900 километров электрифицированы. Российская система железных дорог считается одной из самых протяженных: она насчитывает 85,3 тысяч километров (из них электрифицировано свыше 43 тысяч). Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта, до 2030 года общая протяженность эксплуатационной длины железнодорожного сообщения в России составит 150 тысяч километров.

Говорим «железка», подразумеваем – «чыгунка»

В Республике Беларусь железная дорога называется чыгункой. И перевозками, соответственно, занимается компания «Беларуская чыгунка». Кстати, это бренд с мировым именем: поезда предприятия отправляются в Париж, Берлин, Ниццу, Бухарест и Вену. Железнодорожное полотно связывает Беларусь с пятью соседскими странами: Россией, Литвой, Латвией, Украиной и Польшей. А по российским железным дорогам следуют поезда в Финляндию, страны Балтии, Польшу, Китай и КНДР, Казахстан и Азербайджан, Монголию.

Вагончик тронется

Сегодня БЖД ежедневно перевозит свыше 200 тысяч человек, а по ее дорогам курсирует 34 пары поездов постоянного обращения, включая шесть фирменных. Пассажиры могут путешествовать не только на обычных, но и современных электропоездах производства «Штадлер». В России скоростное сообщение активно развивается с 2004 года. Сейчас в Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Хельсинки можно добраться на поездах «Сапсан», «Стриж», «Ласточка» и «Аллегро». Причем не только обычных, но и двухэтажных.

Кольцо вокруг Москвы

В 2016 году в российской столице стали открываться станции Московского центрального кольца. На поездах «Ласточка» можно добраться до пункта назначения в кратчайшие сроки: большинство станций расположены неподалеку от метрополитена и автобусных остановок.

В аэропорт – на крыльях

Из столицы в аэропорты московского транспортного узла можно добраться на комфортабельных «Аэроэкспрессах». Всего 30-45 минут – и вы уже у стойки регистрации. В скором времени аналогичная железнодорожная ветка может связать и Санкт-Петербург с международным аэропортом «Пулково»: переговоры о поставке поездов для «Аэроэкспрессов» вело предприятие «Штадлер-Минск».

Станционный смотритель Швейк

Герой книги Карела Ванека «Приключения бравого солдата Швейка в русском плену» в годы Первой мировой войны оказался на строительстве военной железной дороги на станции Будслав в Минской области, которая связывала Полоцк и Молодечно.

Вперед, паровоз, стучите, колеса


Фото: Wikimedia

Доставить прямо в руки

Российские поезда перевозят не только пассажиров, но и различные грузы. Ушли в прошлое те времена, когда нужно было просить проводников взять с собой посылку для родственников в другой город. Теперь все легально: оплачиваешь 400 рублей – и корреспонденция весом не больше килограмма тем же поездом отправляется к получателю.

Железнодорожные силы

В Союзном государстве России и Беларуси действует программа «Развитие и совершенствование единой системы технического прикрытия железных дорог региона». Она обеспечивает объединение возможностей железнодорожных войск РБ и РФ, входящих в состав региональной группировки, обеспечивает стабильную работу железнодорожного транспорта, функционирование мостовых и понтонно-мостовых подразделений при наведении железнодорожных и автомобильных краткосрочных мостовых и паромных переправ, восстановлению разрушенных железнодорожных мостов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МАГАТЭ подтвердила визит гендиректора Гросси на Курскую АЭС
  2. Беларусь фиксирует до 40 полетов разведавиации НАТО еженедельно
  3. Жительница курского села рассказала об иностранных наемниках
  4. Леонид Слуцкий: Трудовые мигранты не должны перевозить свои семьи в Россию
  5. Лукашенко: Минск передает Москве информацию об украинцах, стремящихся попасть через Беларусь в Россию
  6. Российский бомбардировщик сбросил ФАБ-500 на пункт дислокации ВСУ в Курской области
  7. Дмитрий Мезенцев принял поздравления с юбилеем от Александра Лукашенко и Патриарха Кирилла
  8. Владимир Путин в неформальной обстановке встретился с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым
  9. Вячеслав Володин: Госдума планирует усилить уголовную ответственность за вовлечение детей в преступления через интернет
  10. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  11. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  12. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  13. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  14. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  15. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

МНЕНИЯ

Разобрали на запчасти

Анатолий Заусайлов

Поставки вооружения из Германии в Украину оказались под угрозой срыва

Невежды из США толкают мир к ядерной пропасти

Олег Зинченко

Политикам не хватает знаний, чтобы понять — в таком конфликте победителей не будет

Курская область как момент истины

Михаил Васильев

Отвратительное глумление над пожилым мужчиной со стороны двух вэсэушников, переодетых в нацистскую форму, не оставило нам выбора – киевский режим должен быть уничтожен.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также