«БелАЗ» на дистанционном управлении
Белорусы снова удивляют мир. На полигон, где испытывают знаменитые самосвалы, вышел на проверку боем погрузчик-беспилотник
Жодинские грузовики не имеют себе равных в мире по грузоподьемности, принимают в кузов до 450 тонн. Колеса в два человеческих роста. Погрузчик для этих махин не такой огромный, но тоже не крошка. Его ковш, как пушинку, поднимает 22 тонны. И предназначен как раз для оперативного обслуживания тяжеловесов-гигантов. Беспилотный карьерный самосвал, первый в истории, жодинцы презентовали еще два года назад. Теперь у него появился младший помощник Бел-АЗ-78250. Его разрабатывали по проекту Союзного государства.
Такие машины в связке будут самостоятельно перемещаться между местами погрузки и выгрузки в самых сложных и глубоких выработках. Управлять аппаратами можно с любого расстояния через систему спутниковой навигации.
В этот раз погрузчиком, бегавшим на жодинском полигоне, рулили за 2,5 тысячи километров аж из Екатеринбурга со стенда БелАЗа на выставке «Иннопром-2018», которая проходит в уральской столице.
- Выпускаемые нами машины оборудованы сотнями сенсоров, что позволяет нам отслеживать качество их работы в любой точке планеты, - рассказал гендиректор БелАЗа Петр Пархомчик.
После серии испытаний технику презентуют по полной программе к 70-летию БелАЗа в сентябре. Дальше тест-драйв и работа в сибирских карьерах и не только. С начала этого года белорусский холдинг экспортировал уже больше 600 машин в 27 стран мира. Специалисты не сомневаются, что свою нишу на рынке большегрузов займут и беспилотники.
WELCOME TO* ОСТРОВЕЦ
На БелАЭС проводят экскурсии для иностранцев.
Власти Литвы неоднократно предъявляли претензии к строительству белорусской атомной электростанции. Мол, слишком близко от Вильнюса. Хотя в Европе многие атомные станции находятся на расстоянии до восьми километров от крупных городов. Озвучивали вопросы и по качеству строительства и безопасности станции.
Сотрудники АЭС на выпады реагируют спокойно: приезжайте и смотрите. Таким шансом решили воспользоваться литовцы.
Увидеть своими глазами город Островец и атомный реактор давно хотел житель города Кальвеляй Иван Чепукович. В свое время выпускник Вильнюсского инженерно-строительного института возводил Игналинскую АЭС. Иван написал письмо в белорусское посольство в Литве с просьбой организовать экскурсию на белорусскую «стройку века».
- То, что белорусская станция небезопасная - это выдумка политиков, - сказал Иван Чепукович после долгой и подробной экскурсии. - Надуманный миф. Да, были официальные заявления, что Литва не станет закупать электричество, произведенное в Островце, но, я уверен, волна негодования вскоре пройдет.
Строительство подходит к финалу. Почти все оборудование уже установлено. На первом энергоблоке закончили бетонирование защитного внешнего купола.
В июне отчет о проведенных стресс-тестах одобрила Европейская группа по надзору в сфере ядерной безопасности ENSREG.
- За все время у нас уже побывали 16 тысяч человек, - приводит цифры Эдуард Свирид, начальник отдела информации и общественных связей Белорусской АЭС. - Две-три экскурсии ежедневно. Только в июне - пятьсот человек. Приезжают отовсюду - от США до Южной Кореи.
Белорусская АЭС - суперпроект Союзного государства стоимостью около 10 миллиардов долларов. Реакторы поставляет и устанавливает концерн «Рос-энергоатом». Идет работа над главным трубопроводом. Первый энергоблок планируется запустить в 2019 году.
КСТАТИ
Дальше действовать будет стройотряд
Подмога подоспела! Летом к строителям атомной станции в Островце уже традиционно приезжает подкрепление. Смена сводного трудового отряда Союзного государства началась 11 июля. И ребята будут выполнять задания не только подай-принеси. 350 членов стройотряда попали сюда, пройдя конкурс, и им доверят электро-, тепломонтажные, отделочные работы и многое другое. Под присмотром бывалых мастеров, конечно же.
Делу время, но и потехе час. Для хорошо поработавших парней будут и соревнования, и экскурсии. Продлится их трудовая смена до конца августа.
*Добро пожаловать в... (англ.)