С Наталией не лететь в Анталию
Туроператоры оставили без летних путешествий десять тысяч россиян и белорусов
УТОЛИ МОИ ПЕЧАЛИ
Туристический рынок Союзного государства пережил шок: глава компании «Натали Турс» Владимир Воробьев объявил об аннулировании десяти тысяч путевок с 4 июля по 30 сентября включительно. Общая стоимость - примерно почти миллиард российских рублей. Да, фирма застрахована, но ее финансовые гарантии могут покрыть только одну шестую часть общего долга.
С самой большой проблемой столкнулись те туристы, которые уже успели улететь на отдых и за границей выяснили: их не ждал ни трансфер, ни удобный номер в отеле. В Испании, Турции, Греции и Италии тысячи клиентов оказались без крыши над головой.
За эти выходные домой вернулось около пятисот россиян - все они были чартерными клиентами компании. За границей (по информации на вечер вторника) осталось не меньше трех тысяч жителей РФ.
В это же время смогли вернуться в республику двести клиентов из Беларуси. Некоторым экстренно оплатили гостиницы и вылет на родину местные агентства-посредники, которые работали с «Натали Турс», но многим пришлось самим отдавать деньги за отель в надежде на последующую компенсацию. Еще четыреста белорусов купили путевки, но добраться до места назначения не успели - их отдых переносится на неопределенное время. В лучшем случае. В худшем - деньги просто пропадут.
ЭФФЕКТ ДОМИНО
Крах «Натали Турс» сам по себе не был бы такой большой угрозой для рынка, если бы не одна деталь: компания является крупным консолидатором чартерных рейсов. Ими летают клиенты уже других турфирм. Возник эффект домино: «Натали Турс» потащила за собой те агентства, которые работали по ее франшизе, и те, кто пользовался выкупленными чартерными блоками. Вслед за этим под ударом оказалась отрасль целиком. Причем не только в самой России, но и у соседей. В Беларуси уже объявили: белорусский туроператор Sky Fly Travel аннулировал заказы на Египет, но вроде пообещал вернуть деньги на следующей неделе.
«Помог» ситуации и уход мелких игроков. Чуть раньше с российского турполя сдуло «Полар тур», «Матрешку», «Аврору БГ», «Премиум трэвел». Правда, перед банкротством фирмы успели оплатить счета, и клиентам не пришлось стоять у закрытых дверей зарубежных отелей. Зато помыкаться пришлось двумстам жертвам другого банкрота - DSBW. К счастью, в их случае финансовые гарантии оказались больше долга.
ВИНОВАТ ФУТБОЛ?
Как настолько крупная компания могла столь стремительно сдуться? Версий много: от мирового кризиса до обнищания граждан, снова припомнили, что силовикам выезд за границу запрещен. В «Натали Турс» объяснили по-своему: виноват... мундиаль.
- Проблемы с продажами и с ликвидностью в компании обострились после начала чемпионата мира по футболу. Когда успехи российской сборной стали приводить к тому, что значительное количество россиян предпочло оставаться в России, дополнительное падение продаж составило больше сорока процентов, - заявил глава фирмы Владимир Воробьев. Но ведь именно с уже оплаченными турами возникла загвоздка, поскольку деньги до принимающей стороны просто не дошли, а в кредит никто работать не захотел.
На футбол грешат и в Минске, видя проблему Sky Fly Travel в том, что уплотнился график полетов, а туроператор уже распродал множество туров в Египет заранее, не заручившись гарантиями авиаперевозчика.
Впрочем, такими отговорками репутацию не вернешь. Как признался прессе директор Республиканского союза туристических организаций Беларуси Валентин Цехмейстер, «обиднее всего, что пострадал отечественный туризм, который менее защищен, чем российский».
КСТАТИ
До 15 июля этого года 199 компаний должны подтвердить свою платежеспособность, чтобы быть включенными в официальный реестр туроператоров России. Не попавшие в реестр не получат разрешения на работу в туристическом бизнесе.
СПРАВКА «СВ»
Это было и опять приплыло
Кризисы накрывали туристическую отрасль неоднократно, один из крупнейших был в 2014 году.
- Компания «Нева». За границей по ее турам находились 7 тысяч человек, а 16 тысяч уже собирали чемоданы. Гендиректор «Невы» Максим Пирогов был обвинен в мошенничестве и оказался под домашним арестом.
- 57 тысяч клиентов «Идеал-тура» и «Лабиринта». Дело о мошенничестве не закрыто до сих пор, один из владельцев успел уехать в Лондон.
- «Южный крест»: больше 6 тысяч туристов застряли за рубежом, около 12 тысяч лишились денег на отпуск. Интересно, что гендиректором «Южного креста» был Дмитрий Фесик, вернувшийся в отрасль в качестве… советника по продажам в «Натали турс».
ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!
Кто кинет отдыхающим спасательный круг
«Натали Турс» предложила не успевшим уехать клиентам вариант, по которому их путешествия переносятся на сезон с 1 апреля 2019-го по 1 апреля 2020 года. Все остальные, согласные исключительно на возврат денег и не готовые довольствоваться обещаниями, смогут получить компенсацию в порядке очереди. Только вот очередь из десяти тысяч человек не кажется очень привлекательной. Известно, что восемьсот тысяч рублей уже передано, дабы вернуть домой туристов, находящихся в наиболее отчаянном положении. Но дальнейших выплат не производилось.
Между тем вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин увидел положительный сдвиг.
- Реестр требований сейчас составляется, размер задолженности будет понятен в ближайшие дни. Однако реструктуризация долгов перед потребителем все же происходит, и в результате общая сумма уменьшается. Пока «Натали Турс» отказывается признавать себя банкротом. Хотя, если бы официально объявили о прекращении деятельности, клиентам могли бы помочь «Турпомощь» и страховые компании. Но компенсации со стороны невозможны до банкротства. Туристам придется либо его ждать, либо надеяться на внезапное улучшение дел компании и верить в отпуск в следующем году.
Пострадавшим белорусам по местному законодательству убытки должна возвращать та компания, с которой клиент заключал договор. Если поездка не состоялась, то в течение четырнадцати дней агентство обязано вернуть деньги или отправить заказчика в другой тур.
- Наши агентства сейчас прикладывают максимум усилий, чтобы выйти из этой ситуации. Возможен подбор других путевок. Собственных средств у агентств, естественно, не хватает, - признался начальник отдела планирования и организации туристической деятельности Министерства спорта и туризма Беларуси Виталий Грицевич. - Именно в этом ключе ведется взаимодействие с российскими властями по максимально оперативному возврату денежных средств от российской стороны нашим клиентам.
Тем временем сами агентства-посредники рекомендуют клиентам собирать документацию, чтобы упростить процесс взимания платы с главного «виновника торжества». А глава Ростуризма Олег Сафонов сообщил, что «Натали Турс» поручили тщательно проработать компенсационный механизм именно для белорусских клиентов.
Чтобы в дальнейшем избежать подобного, предлагается создать обязательный страховой фонд, в который компании Беларуси готовы отчислять взносы за каждую проданную путевку. Это станет своеобразным спасательным кругом в критические моменты.
Тем временем агентства, работающие по франшизе с «Натали Турс», срочно меняют вывески: никто не хочет ассоциироваться со скандальным туроператором. Офисы и в Москве, и в Минске временно закрываются, чтобы потом открыться в фирменном стиле других брендов.