11 Июля 2018 года / Текст:  Анна Курак, Валентина Львова / К номеру: 30  (793)

С Наталией не лететь в Анталию

Туроператоры оставили без летних путешествий десять тысяч россиян и белорусов

С Наталией не лететь в Анталию

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

УТОЛИ МОИ ПЕЧАЛИ

Туристический рынок Союзного государства пережил шок: глава компании «Натали Турс» Владимир Воробьев объявил об аннулировании десяти тысяч путевок с 4 июля по 30 сентября включительно. Общая стоимость - примерно почти миллиард российских рублей. Да, фирма застрахована, но ее финансовые гарантии могут покрыть только одну шестую часть общего долга.

С самой большой проблемой столкнулись те туристы, которые уже успели улететь на отдых и за границей выяснили: их не ждал ни трансфер, ни удобный номер в отеле. В Испании, Турции, Греции и Италии тысячи клиентов оказались без крыши над головой.

За эти выходные домой вернулось около пятисот россиян - все они были чартерными клиентами компании. За границей (по информации на вечер вторника) осталось не меньше трех тысяч жителей РФ.

В это же время смогли вернуться в республику двести клиентов из Беларуси. Некоторым экстренно оплатили гостиницы и вылет на родину местные агентства-посредники, которые работали с «Натали Турс», но многим пришлось самим отдавать деньги за отель в надежде на последующую компенсацию. Еще четыреста белорусов купили путевки, но добраться до места назначения не успели - их отдых переносится на неопределенное время. В лучшем случае. В худшем - деньги просто пропадут.

ЭФФЕКТ ДОМИНО

Крах «Натали Турс» сам по себе не был бы такой большой угрозой для рынка, если бы не одна деталь: компания является крупным консолидатором чартерных рейсов. Ими летают клиенты уже других турфирм. Возник эффект домино: «Натали Турс» потащила за собой те агентства, которые работали по ее франшизе, и те, кто пользовался выкупленными чартерными блоками. Вслед за этим под ударом оказалась отрасль целиком. Причем не только в самой России, но и у соседей. В Беларуси уже объявили: белорусский туроператор Sky Fly Travel аннулировал заказы на Египет, но вроде пообещал вернуть деньги на следующей неделе.

«Помог» ситуации и уход мелких игроков. Чуть раньше с российского турполя сдуло «Полар тур», «Матрешку», «Аврору БГ», «Премиум трэвел». Правда, перед банкротством фирмы успели оплатить счета, и клиентам не пришлось стоять у закрытых дверей зарубежных отелей. Зато помыкаться пришлось двумстам жертвам другого банкрота - DSBW. К счастью, в их случае финансовые гарантии оказались больше долга.

ВИНОВАТ ФУТБОЛ?

Как настолько крупная компания могла столь стремительно сдуться? Версий много: от мирового кризиса до обнищания граждан, снова припомнили, что силовикам выезд за границу запрещен. В «Натали Турс» объяснили по-своему: виноват... мундиаль.

- Проблемы с продажами и с ликвидностью в компании обострились после начала чемпионата мира по футболу. Когда успехи российской сборной стали приводить к тому, что значительное количество россиян предпочло оставаться в России, дополнительное падение продаж составило больше сорока процентов, - заявил глава фирмы Владимир Воробьев. Но ведь именно с уже оплаченными турами возникла загвоздка, поскольку деньги до принимающей стороны просто не дошли, а в кредит никто работать не захотел.

На футбол грешат и в Минске, видя проблему Sky Fly Travel в том, что уплотнился график полетов, а туроператор уже распродал множество туров в Египет заранее, не заручившись гарантиями авиаперевозчика.

Впрочем, такими отговорками репутацию не вернешь. Как признался прессе директор Республиканского союза туристических организаций Беларуси Валентин Цехмейстер, «обиднее всего, что пострадал отечественный туризм, который менее защищен, чем российский».

КСТАТИ

До 15 июля этого года 199 компаний должны подтвердить свою платежеспособность, чтобы быть включенными в официальный реестр туроператоров России. Не попавшие в реестр не получат разрешения на работу в туристическом бизнесе.


СПРАВКА «СВ»

   
Это было и опять приплыло

Кризисы накрывали туристическую отрасль неоднократно, один из крупнейших был в 2014 году.

  • Компания «Нева». За границей по ее турам находились 7 тысяч человек, а 16 тысяч уже собирали чемоданы. Гендиректор «Невы» Максим Пирогов был обвинен в мошенничестве и оказался под домашним арестом.
  • 57 тысяч клиентов «Идеал-тура» и «Лабиринта». Дело о мошенничестве не закрыто до сих пор, один из владельцев успел уехать в Лондон.
  • «Южный крест»: больше 6 тысяч туристов застряли за рубежом, около 12 тысяч лишились денег на отпуск. Интересно, что гендиректором «Южного креста» был Дмитрий Фесик, вернувшийся в отрасль в качестве… советника по продажам в «Натали турс».
Среди пострадавших во время кризиса были и сотни белорусов, попавших в капкан чужих долгов в Египте, Болгарии, Тунисе. Однако по возвращении «заморских пленников» в августе 2014-го пресс-секретарь Министерства спорта и туризма Беларуси Владимир Нестерович сообщал: «Никто не обратился к нам с жалобами. Значит, они не имеют претензий или уверены, что ущерб им будет компенсирован».

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!


Кто кинет отдыхающим спасательный круг

«Натали Турс» предложила не успевшим уехать клиентам вариант, по которому их путешествия переносятся на сезон с 1 апреля 2019-го по 1 апреля 2020 года. Все остальные, согласные исключительно на возврат денег и не готовые довольствоваться обещаниями, смогут получить компенсацию в порядке очереди. Только вот очередь из десяти тысяч человек не кажется очень привлекательной. Известно, что восемьсот тысяч рублей уже передано, дабы вернуть домой туристов, находящихся в наиболее отчаянном положении. Но дальнейших выплат не производилось.

Между тем вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин увидел положительный сдвиг.

- Реестр требований сейчас составляется, размер задолженности будет понятен в ближайшие дни. Однако реструктуризация долгов перед потребителем все же происходит, и в результате общая сумма уменьшается. Пока «Натали Турс» отказывается признавать себя банкротом. Хотя, если бы официально объявили о прекращении деятельности, клиентам могли бы помочь «Турпомощь» и страховые компании. Но компенсации со стороны невозможны до банкротства. Туристам придется либо его ждать, либо надеяться на внезапное улучшение дел компании и верить в отпуск в следующем году.

Пострадавшим белорусам по местному законодательству убытки должна возвращать та компания, с которой клиент заключал договор. Если поездка не состоялась, то в течение четырнадцати дней агентство обязано вернуть деньги или отправить заказчика в другой тур.

- Наши агентства сейчас прикладывают максимум усилий, чтобы выйти из этой ситуации. Возможен подбор других путевок. Собственных средств у агентств, естественно, не хватает, - признался начальник отдела планирования и организации туристической деятельности Министерства спорта и туризма Беларуси Виталий Грицевич. - Именно в этом ключе ведется взаимодействие с российскими властями по максимально оперативному возврату денежных средств от российской стороны нашим клиентам.

Тем временем сами агентства-посредники рекомендуют клиентам собирать документацию, чтобы упростить процесс взимания платы с главного «виновника торжества». А глава Ростуризма Олег Сафонов сообщил, что «Натали Турс» поручили тщательно проработать компенсационный механизм именно для белорусских клиентов.
Чтобы в дальнейшем избежать подобного, предлагается создать обязательный страховой фонд, в который компании Беларуси готовы отчислять взносы за каждую проданную путевку. Это станет своеобразным спасательным кругом в критические моменты.

Тем временем агентства, работающие по франшизе с «Натали Турс», срочно меняют вывески: никто не хочет ассоциироваться со скандальным туроператором. Офисы и в Москве, и в Минске временно закрываются, чтобы потом открыться в фирменном стиле других брендов.

Комментарии


Другие статьи раздела

Общество

Транспорт президентского уровня

По воздуху, по воде, по земле — президенты России и Беларуси в любой стихии передвигаются одинаково свободно. Ведь ничто человеческое им не чуждо, а в нужных случаях на помощь приходят современные технологии

Педали крутите, ногами шевелите!

По всему миру проходят акции Европейской недели мобильности, финалом которой станет День без автомобиля - 22 сентября. Владельцам личного транспорта предлагают отказаться от него в пользу общественного, больше ходить пешком или ездить на велосипеде. Поддержат ли инициативу Минск и Москва?

Страшный криспер и «красавчики» за уборкой

О глобальной проверке Роскачества, генетически отредактированных клубнях и чудо-комбайнах из Коломны «СВ» рассказал исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников

«Скарб»* на поле

Белорусов официально признали главными «едоками» картофеля в странах СНГ. Россияне отстают совсем немного и скупают большую часть урожая Синеокой.

Две стороны фронта

К 100-летию окончания Первой мировой войны в Минске показали около 200 уникальных фотографий вековой давности

Цифра против буквы

Международный медиафорум в Минске получился весьма представительным: с познавательными докладами выступили спикеры из разных стран. Самые большие делегации - из Китая и России

Читайте также

Политика

Александр Лукашенко: За наши технологии готовы платить

Президент Беларуси посетил Узбекистан, где обсудил сотрудничество с его главой Шавкатом Мирзиёевым

Культура

Юбилей продолжается!

80-летие знаменитого белорусского композитора Игоря Лученка отметили в Москве.

Трибуна депутата

Франц Клинцевич: Был на учениях «Запад-1981», но «Восток-2018» гораздо мощнее

Заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, сенатор Совета Федерации - о самых крупных военных маневрах со времен СССР

Общество

Транспорт президентского уровня

По воздуху, по воде, по земле — президенты России и Беларуси в любой стихии передвигаются одинаково свободно. Ведь ничто человеческое им не чуждо, а в нужных случаях на помощь приходят современные технологии

Союзное государство

Александр Лукашенко: Переговоры были тяжелые, но результативные

Президент Беларуси на совещании с участием членов правительства рассказал о результатах переговоров в Сочи



Союзное государство

Александр Лукашенко: Переговоры были тяжелые, но результативные

Президент Беларуси на совещании с участием членов правительства рассказал о результатах переговоров в Сочи

Союзное государство

Александр Лукашенко: Все спорные вопросы между РФ и Беларусью решатся до конца года

В Сочи проходит встреча на высшем и высоком уровне с участием правительств и президентов России и Беларуси

Общество

Транспорт президентского уровня

По воздуху, по воде, по земле — президенты России и Беларуси в любой стихии передвигаются одинаково свободно. Ведь ничто человеческое им не чуждо, а в нужных случаях на помощь приходят современные технологии

Общество

Педали крутите, ногами шевелите!

По всему миру проходят акции Европейской недели мобильности, финалом которой станет День без автомобиля - 22 сентября. Владельцам личного транспорта предлагают отказаться от него в пользу общественного, больше ходить пешком или ездить на велосипеде. Поддержат ли инициативу Минск и Москва?

Культура

Юбилей продолжается!

80-летие знаменитого белорусского композитора Игоря Лученка отметили в Москве.

Общество

Страшный криспер и «красавчики» за уборкой

О глобальной проверке Роскачества, генетически отредактированных клубнях и чудо-комбайнах из Коломны «СВ» рассказал исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников

Культура

Только песня казаку на Дону подруга

В столице Ростовской области отгремел фестиваль «Молодежь - за Союзное государство»

Политика

Александр Лукашенко: За наши технологии готовы платить

Президент Беларуси посетил Узбекистан, где обсудил сотрудничество с его главой Шавкатом Мирзиёевым

Политика

Владимир Путин: У России нет и не может быть агрессивных планов

Президент РФ побывал на маневрах «Восток-2018» и встретился с Реджепом Эрдоганом

Общество

«Скарб»* на поле

Белорусов официально признали главными «едоками» картофеля в странах СНГ. Россияне отстают совсем немного и скупают большую часть урожая Синеокой.