Геннадий Онищенко: Не надо путать кислое с пресным
Экс-главсанврач России, первый зампред Комитета Госдумы по науке и образованию о скоропортящемся продукте и о том, что каждый должен заниматься своим делом
ЗВОНОК ПЕРВЫЙ.
5 ИЮНЯ
- Геннадий Григорьевич, сейчас 5 утра 7 минут. А вы на работе уже?
- Я уже с Хакасией разговариваю. А у вас-то что?
- Да вот Россельхознадзор вводит временные ограничения на поставку некоторых видов молока и молочной продукции из Беларуси. Снова. С 6 июня.
- И поэтому вам не спится? (смеется).
- «Больше всего нарушений обнаружено в молоке и сливках, пастеризованных и стерилизованных наливом, молоке и сливках сухих, концентрированных, консервированных и сгущенных, сыворотках, концентрате сывороточного и молочного белка».
- По причине чего?
- А почему такое совпадение? Как Лукашенко что-нибудь скажет непростое для России, так сразу: «Ограничения вводятся на ввоз всей перечисленной продукции, поступающей как на переработку, так и в потребительской таре, объемом свыше 2,5 литра...»
- Это свойство политиков - постоянно о чем-то говорить.
- Во вред молоку.
- Связывать эти вещи я бы не стал. Это можно в любом случае притянуть, в данном случае к молоку. Я не вижу этой связи. Но то, что к молочной продукции всегда есть вопросы - это факт. Потому что это тонкий, легко меняющий свои качества продукт. Скоропортящийся.
ЗВОНОК ВТОРОЙ.
10 ИЮНЯ
- Геннадий Григорьевич, пришло сообщение, что Россия и Беларусь договорились снять ограничения. И Россельхознадзор разрешит поставлять молочную продукцию с 11 июля. Скажите, о каком объеме продукции идет речь?
- Прежде всего это не критические объемы продукции. Хотя в общем объеме доля белорусской молочки у нас достаточно значительная. Может быть, даже четверть всего рынка.
- Значит, это все-таки сотни тонн?
- Да.
- Как вы прокомментируете, что так оперативно разобрались?
- То, о чем мы с вами здесь рассуждаем, - это все же компетенция Роспотребнадзора: готовая продукция, ее оборот, использование в пищу, особенно в организованных коллективах (детских и пр.). А вот что касается сырья, здоровья поголовья крупного рогатого скота, использования кормов (речь о качестве), которые тот поедает, - это дело Россельхознадзора.
Если абсурдизировать ситуацию, мы так скоро дойдем до того, что качество котлеты в детском саду будет проверять ветеринарный врач, а не медицинский.
У Россельхознадзора - одного из ключевых звеньев биологической безопасности страны, к сожалению, нет централизации управления. В последние годы в регионах он полностью переподчинен губернаторам. Бывают ситуации, когда мнения центрального аппарата Россельхознадзора и его региональных структур расходятся. Что касается наличия лаборатории специалистов этой службы - она тоже, к сожалению, находится в плачевном состоянии. И вот эти попытки заходить на территорию компетенции Роспотребнадзора - они являются... неверными.
- Куда тогда спрятался Роспотребназор?
- Ну давайте уж не будем пользоваться такими уничижительными формулировками, как спрятался. В данном случае он...
- ... Замаскировался.
- И не замаскировался. Занял непринципиальную позицию в этом вопросе. Вот так бы я это сформулировал.
- Что нужно сделать, чтобы политика или подобные организационные несуразицы не смешивались с молоком и чтобы это не портило вкус нашей дружбы с белорусским народом?
- Давайте разделим эти вещи. С Беларусью нашу дружбу никто не портит. Другое дело, что зачастую возникают вопросы, связанные с тем, что на наш рынок через нее поступают по реэкспорту молочные продукты из стран Евросоюза. Есть претензии и к качеству продукции самих белорусов. Это уже вопросы, находящиеся в компетенции органов защиты прав потребителей. И, конечно же, ветеринарным врачам здесь как бы не место. Каждый должен заниматься своим делом.
- Не путать кислое с пресным, как говорится.
- Вот именно.