Королева - бензоколонка
После диких скачков цены на заправках в России и Беларуси практически сравнялись. Разбираемся, почему
ОБГОНЯЯ ИНФЛЯЦИЮ
На российских бензоколонках работает «закон бутерброда». Только не тот, где масло всегда вниз, а тот, в котором бензин всегда вверх. И не важно, падает цена нефти на мировом рынке или растет. В первом случае поставщики говорят, что несут убытки и компенсируют за счет внутреннего рынка, во втором - твердят, что просто не выгодно продавать в родной стране дешево.
Сегодня в Москве на любой заправке литр бензин АИ-92 дешевле 42 рублей не купишь. А 95-й преодолел отметку 45.
Ценник начал расти с января. Тогда это приняли за сезонный скачок. Но и в апреле-мае ситуация не изменилась. Наоборот, заправщики стали менять цифры на колонках чуть ли не по два раза в день.
В итоге с начала года нефтепродукты подорожали в среднем на тринадцать процентов, уверенно обгоняя инфляцию. Только за последнюю неделю мая на московских автозаправках набежало плюс 90 копеек к каждому литру. Для сравнения: по данным Федеральной антимонопольной службы, за весь 2017 год бензин в среднем подорожал на 8,3, а дизель - на 5,47 процента.
На заседании рабочей группы в Госдуме скачок цен на топливо связали с ростом акцизов (последний раз они поднимались с 1 января - на 50 копеек, с июля планировали повысить еще на столько же). Вторая причина - рост котировок нефти, которая с февральских 60 подорожала почти до 80 долларов за баррель).
- Это два ключевых фактора. Когда цены на нефть падали, бензин дорожал все же меньше, чем все остальное, - сказала Ксения Юдаева, первый зампред Центробанка России.
Масло в огонь подлили и сами нефтяники, которым из-за прибыли выгоднее играть на внешнем рынке. Мол, ничего личного, только бизнес - за границу сейчас можно продавать в два раза дороже, чем в России. Государственных барьеров ограничения экспорта у нас пока нет, но реакция правительства уже прозвучала.
- В такой ситуации ни одна компания, ни одна промышленная группа не должна проявлять эгоизм, - резко заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и дал поручение вице-премьеру Дмитрию Козаку. - В случае необходимости готовьте оперативные меры, направленные на то, чтобы цены были стабильные, а в определенных случаях, чтобы они снижались.
Сколько машину не корми, а она все равно на твой кошелек смотрит. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru
МИНИСТРЫ ПОШЛИ НА ПОПЯТНУЮ
В конце мая после поручения премьер-министра России Дмитрия Медведева кабинет дал отмашку: больше не повышать акцизы, а, наоборот, снизить их. Но переговоры с крупными сырьевыми компаниями, владеющими основными российскими заправочными сетями, проходили очень сложно. Первоначального обещания снизить с 1 июля акцизы на бензин на 2,2 рубля за литр, а дизтопливо - на 1,72 рубля, оказалось недостаточно. Только когда налоги согласились снизить уже с 1 июня, нефтяники сделали одолжение и зафиксировали цены на уровне конца мая.
«Заморозка» может продлиться до осени, и автомобилисты пока могут выдохнуть. А вот государству, наоборот, придется затянуть ремень чуть туже. Бюджет недополучит больше 140 миллиардов рублей. В правительстве уже заявили, что знают, из какого источника компенсировать.
И все же эксперты говорят, что подобное решение - не самая честная манипуляция со стороны нефтяников.
- Внешние факторы не должны оказывать влияние на внутренние цены. Потому что в нашей стране не меняется в принципе ничего: ни себестоимость добычи, ни тарифы, ни налоги, ни логистика. Акцизы увеличили с 1 января всего на 50 копеек за литр, а литр бензина подорожал на несколько рублей, - сказал Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза. - Нужно менять внутри государства нормативные документы, которые определяют ведение нефтяного бизнеса. Ориентиром для оптовых цен являются биржевые котировки, которые складываются по результатам торгов. Вот здесь - очень большие возможности для влияния на эти цены со стороны производителей, которых можно пересчитать по пальцам. Ведь вслед за оптовыми ценами растут и розничные.
На Петербургском экономическом форуме Алексей Сазанов, директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России, отметил, что снижение акцизов на топливо при существующих ценах на нефть не приведет к уменьшению стоимости бензина и дизельного топлива.
ВЫХОД НА ОДИН УРОВЕНЬ
В Беларуси ситуация немного иная, хотя результат в конечном итоге тот же. Цены на топливо на внутреннем рынке республики регулирует государство. Рост или снижение происходит планово по всей стране. До 2017 года, например, ценник стоял мертво целых два года. За литр топлива АИ-92 люди платили 34 российских рубля, примерно на десять процентов меньше, чем в РФ. Это часто вызывало критику: «Беларусь покупает нефть у нас, а цены на топливо все равно ниже».
В Синеокой говорили, что часть успеха в модернизации нефтепереработки. Но есть и более простое объяснение: Россия экспортировала сырье на льготных условиях - вот
и разница.
Такой ценовой вилкой пользовались дальнобойщики и просто ушлые ребята, вывозя топливо обратно в Россию и там перепродавая. Из этого между странами возникали разногласия, а переговоры по новым поставкам «черного золота» осложнялись. Это подтолкнуло власти Беларуси к решению подтянуть ценники до российского уровня.
С начала года горючее в Синеокой дорожало восемь раз. Последнее повышение - 15 мая. Розничные цены на дизтопливо и бензин выросли сразу на три российских рубля. Сегодня на белорусской АЗС за литр бензина АИ-92 нужно отдать почти 40 российских рублей.
- Идем синхронно с нашими коллегами из Российской Федерации, сегодня такая стратегия. Объявили политику сдержанного роста цен. Сейчас все вопросы с поставщиками нефти исчерпаны, нефть мы получаем в оговоренных объемах и в утвержденные сроки. Надеюсь, что такие отношения будут постоянными, - сказал Игорь Ляшенко, председатель концерна «Белнефтехим». - Стоимость топлива в России и Беларуси не может серьезно отличаться. Говорить, что наша модернизация повлияет на нее, не очень правильно. Это больше относится к блоку эффективности работы наших предприятий, которая в результате -реализации проектов должна повыситься.
Проезд не подорожает, а продукты - легко
Николай МЕЖЕВИЧ, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук:
- Основные причины скачка - повышение стоимости нефти, рост акцизов и экспортная политика бизнесменов-нефтяников, которые в период экономической неопределенности хотят создать себе дополнительную подушку безопасности. Поэтому в России и Беларуси планируется принятие примерно одинаковых мер, направленных на ужесточение контроля над ценообразованием и экспортом. Основной удар от роста цен на бензин придется на отрасли, зависимые от перево-зок. Увеличится стоимость конечной продукции, поскольку топливные расходы заложены практически в любом товаре как в России, так и в Беларуси. Убытки понесет и система общественного транспорта. Но, думаю, государство компенсирует эти потери из резервных фондов и не допустит повышения стоимости билетов в автобусах и маршрутках.