Сто детей доктора Шкляревского
Мальчишек, которым он помог появиться на свет, в его честь называли Сережами. В июле Герою Социалистического Труда исполняется 90 лет, 68 из них он помогает людям (материал из июньского номера журнала «Союзное государство»)
С ТОЛСТОЙ СУМКОЙ НА РЕМНЕ
В трудовой книжке Сергея Шкляревского в графе «прием на работу» - единственная запись, сделанная в июле 1950 года: принят на должность заведующего Покрашевским фельдшерско-акушерском пунктом Слуцкого района Минской области. В этой должности он работает и сегодня. Отличник здравоохранения СССР. Кавалер двух орденов Ленина. Герой Социалистического Труда.
Мог стать офицером, слесарем, машинистом поезда. Волей случая стал фельдшером, когда после окончания войны с другом за компанию поступил в Бобруйскую фельдшерско-акушерскую школу.
Шкляревский достает из шкафа несколько пожелтевших журналов.
- У меня было на участке шесть деревень на обслуживании, расстояние до самой отдаленной - десять километров. Из транспорта в лучшем случае - лошадь с подводой, но чаще всего пешком. За полночь доберешься до кровати, от усталости не можешь уснуть, а через четыре часа опять привычным маршрутом. За сутки порой приходилось посещать по два-три десятка семей. Сумку с инструментами и лекарствами всегда держал при себе, даже когда шел в гости или в клуб в кино. Часто бывало так: только титры на экране появятся, а дверь открывается: «Доктар, хутчэй! На хутары Плюшчык у хлопчыка граната у руках узарвалася!»
«СПАСИБО ЗА СЫНА»
- Порой - чего уж тут теперь скрывать, приходилось проводить операции, которые я, не имея диплома врача, делать не имел права, - признался Шкляревский. - Если ты не готов рисковать ради спасения чьей-то жизни, значит, не получится из тебя медицинского работника. Я рисковал, и рисковал часто. Но с 1960 года у меня на участке не было ни одного случая материнской смертности! Роды принимал чаще всего на дому. На моем личном счету - ровно сто детишек. Знаете, многие родители своих сыновей называли моим именем - Сережами. Мужчин с таким именем много в нашей округе. Я этим по-настоящему горжусь. Не за награды и подарки я работал и продолжаю работать. «Спасибо, доктор!» - эти слова дороже всяких наград. И ни разу я не взял от людей никаких подарков.
Доктор задумывается на минутку и поправляется:
- Хотя нет, было два подарка. Как-то утром выхожу из дому, а возле моей калитки лежит целый воз березовых дров. Кто привез, когда, зачем? И только через два года был в гостях у односельчанина и один мужчина признался: «Иванович, ты меня прости, я знал, что ничего не возьмешь, ты мне сына спас от смерти. Помнишь, дрова у тебя возле дома? Это я привез...»
Был и еще один подарок - от государства. Когда мне присвоили звание Героя Социалистического Труда, выделили нашему ФАПу машину УАЗ-456. Больше двадцати лет он служил нам верой и правдой. Уже давно на заслуженном отдыхе наш «фапик на колесах», как мы его называли, а я вот по-прежнему здесь на службе.
ДРУГ В БЕЛОМ ХАЛАТЕ
- Посмотрите статистику 50-х годов: смертность от дифтерии доходила до 80 процентов. Но я верил: вакцинация может спасти людей от страшных болезней, - рассказывает доктор. - Первое время даже многие медицинские работники относились к такому методу борьбы с инфекциями скептически. На участке моем было восемьсот детей и 2860 взрослых. Дети, завидев меня в белом халате, прятались на печи, под кроватями, да и многие родители протестовали против прививок. Убеждал, уговаривал. И у меня получилось: привил всех до одного.
В начале 60-х он, 32-летний сельский фельдшер из Беларуси, одним из первых в стране на своем участке одержал победу над такой опасной инфекцией, как дифтерия. Вскоре получил свою первую высокую награду - орден Ленина..
.
Каждое утро он со своим медицинским саквояжем спешит на работу. Односельчане нередко заглядывают на ФАП, просто чтобы поздороваться с доктором. Его уважают. Любят. Доверяют. И он это заслужил своим служением им.
Журнал "Союзное государство"