Душистая «гарбата» на чудеса богата
Оказывается, россияне намного больше любят чай, чем белорусы! Вспоминаем историю этого напитка в наших странах и любуемся живописными полотнами художников за чашечкой ароматной «гарбаты». Именно так называют его по-белорусски
«HERB» ПРОТИВ «CHÁ»
Название чая в белорусском языке происходит от латинского корня «herb» - трава, а в русском языке прижился китайский корень (茶), что означает именно чайное дерево. Поэтому традиционный белорусский «чай», который издревле пили и паны, и селяне и до сих пор больше любят жители - это, скорее, сбор различных полевых и лесных трав. Чайных плантаций в Синеокой нет. А вот в огромной России нашлось несколько регионов, где это растение вполне прижилось - например, на юге Краснодарского края, в Причерноморье. К слову, Россия - единственная из европейских стран, где производят чай.
Недавнее исследование Euromonitor International показало: в Синеокой 60 процентов между чаем и кофе выберут первый напиток, а в России - аж 72 процента. Сразу понятно, где традиции чаепития укоренились раньше и прочнее вошли в кулинарные традиции и культурные коды.
ЛЕКАРСТВО ОТ ВИНА
Когда же появился на Руси чай? Некоторые источники утверждают, что этот целебный тонизирующий напиток привез еще Петр Первый. В реальности это произошло еще задолго до появления царя-реформатора. Например, Вильям Похлебкин в своей книге «Чай» отсылает еще к 1567 году. Тогда казаки побывали в Китае и рассказали о необычном ритуале и культуре потребления чая. Впрочем, некоторые историки с этим спорят. А вот бесспорно доказан другой факт: в 1618 году царь Михаил Федорович Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая. Уже в середине XVII века в медицинских текстах упоминаются целебные свойства благородного напитка, причем в таком контексте: «чай — это предохранительное средство против вредного влияния заразительного воздуха и лекарство от вина». К концу XVII века в Москве уже можно было купить с десяток сортов чая, с 1679 года Китай уже регулярно его поставлял.
МОРКОВНЫЙ НАПИТОК С КОРЕШКАМИ И ЯГОДАМИ
На белорусских землях китайский напиток прижился лишь в XIX веке. Белорусы с древности отдавали предпочтениям тонизирующим и согревающим напиткам на основе трав, ягод и фруктов. Как рассказывает известный белорусский этнограф Иван Крук, популярны были кисели заваривали на клюкве и чернике, делали отвары из полевых и лесных трав, настои, заваривали иван-чай. Широко был распространен в Синеокой, особенно на Витебщине, морковный напиток - струганная сушеная морковь заваривалась кипятком. - Отличный душистый вариант для зимнего вечера. Добавляли в напитки малину, смородину, землянику, причем не только сушеные ягоды, но и листья и даже коренья. В деревнях были даже специальные травники — люди, которые разбирались в целебных свойствах растений и могли собрать для больного человека нужный сбор.
КАРТИНЫ МАСЛОМ
«ЗА САМОВАРОМ Я И МОЯ МАША»
К размеренному процессу неторопливого чаепития не раз обращались русские художники. Одних только купчих и барынь с чашечками в руке написали с десяток. «СВ» выбрало топ-5 самых знаменитых сюжетов.
1. Яркая и изобильная картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. А картина теплая, яркая, пышет энергией.
2. Константин Маковский свое полотно «За чаем» создал в 1914 году. Написано в стиле романтизм. Русская красавица с румянцем на щеках сидит за столом, на котором лежат сладости, стоят яства, одной рукой она придерживает чашку с ароматным чаем, а другой блюдце.
3. Чувашский художник Алексей Кокель написал портрет «В чайной» в 1932-м. Картина входит в число самых известных его произведений.
4. Константин Коровин «За чайным столом» (1888). Картина из цикла жуковских картин, написанных в деревне Жуковка, где располагалась дача Поленовых, с которым Коровин были дружен. Дачная жизнь у Поленова протекала бурно и многолюдно — постоянно были гости. В картине «За чайным столом» живописец изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова. Сейчас полотно находится в Музее В.Д. Поленова.
5. Картина Сергея Виноградова «Купчиха за самоваром» (1936) хранится в Третьяковской галерее.