Превратился в белых журавлей...
Лучшим проектом мемориала «Я убит подо Ржевом» признали работу молодого белгородского скульптора Андрея Коробцова
ТОГДА ДЕТИ СПРОСЯТ: ЧТО ТАМ БЫЛО?
Четырнадцать месяцев солдаты Западного и Калининского фронтов держали оборону. Бились с немецко-фашистскими захватчиками, уже занявшими город. Стояли на смерть. Красноармейцы не могли допустить, чтобы фашисты прорвались к Москве. В итоге - советские войска отодвинули линию фронта на 160 километров от столицы и выиграли время для подготовки контрнаступления под Сталинградом. Но потери ужасали… Подо Ржевом погибло более полутора миллионов человек.
Создать мемориал солдатам, павшим подо Ржевом, предложили год назад ветераны войны во время исторической экспедиции по Тверской области «Ржев. Калининский фронт». Идею поддержали руководители Министерства культуры России, Союзного государства и Российского военно-исторического общества. Конкурс на лучший скульп-турный проект стартовал 1 августа 2017 года.
Планировали подвести итоги уже в начале 2018-го. Но жюри приняло неожиданное решение: продлить конкурс до апреля, потому что в работах «не хватает души». Скульптурные композиции не дотягивали до уровня мемориалов Трептов-парка в Берлине или памятников солдатам-освободителям в Вене, Болгарии или Брестской крепости.
Второе закрытое заседание в Российском военно-историческом обществе прошло накануне Дня Победы. За три месяца к тринадцати российским соискателям добавилось еще шестеро, четверо из которых - белорусские художники. Под каждой скульптурой проектный номер без имени автора. Специально, чтобы выбор был беспристрастным. Оценить творческий замысел приехали Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, министр культуры РФ Владимир Мединский и специальный представитель Президента России Михаил Швыдкой.
- Мы бы хотели, чтобы, посмотрев ржевский мемориал, дети спросили своих родителей: «Что там было?» Стремились узнать, ради чего наша страна шла на такие огромные жертвы. Зачем нужно было, невзирая ни на какие потери, ликвидировать этот Ржевский выступ, - открыл встречу Владимир Мединский. - В последнее время мы все чаще сталкиваемся со спекуляциями, ложью вокруг подвига наших предков. Череда сражений на Ржевско-Вяземском выступе занимает здесь особое место. Именно в отношении этой операции большое количество фальсификаций. Наша задача - привлечь общественное внимание к изучению истории этого периода Великой Отечественной войны.
ВЕРНЕМ СОЛДАТ ИЗ БЕЗВЕСТИЯ
Результаты объявил Григорий Рапота. Третье место и гонорар в 150 тысяч российских рублей достались брянскому скульптору Михаилу Переяславцу из знаменитой Студии военных художников имени Грекова. По размерам макет в виде фигуры ржевского солдата с винтовкой в руках - самая крупная из конкурсных работ. Больше двух метров. Постамент скульптуры украшен барельефами с мотивами военных сражений. Вот красноармейцы наступают на врага, рядом солдаты несут раненого товарища.
Второе место и 250 тысяч рублей присудили известному московскому скульптуру Андрею Ковальчуку, возглавляющему Союз художников России. Небольшая скульптурка раненого солдата, у которого плащ-палатка становится его крыльями, цепляет своей пластичностью и эмоциональностью. То ли красноармеец застыл в смертельном падении, то ли неведомая сила поднимает его снова в бой.
Первое место и полмиллиона рублей получил молодой скульптор из Белгорода Андрей Коробцов. Фигура солдата, шинель которого превращается в журавлиный клин, нестандартна и очень поэтична. В памяти сразу всплывают известные строки Расула Гамзатов о том, что «солдаты, с кровавых не пришедшие полей… превратились в белых журавлей».
- Это памятник жертвенности солдата, который ценой жизни остановил немецко-фашистские войска. В этом великий смысл его подвига. Потери Красной армии были огромные, это люди разных национальностей. Из числа пропавших без вести подо Ржевом, многие погибли - и долгие годы не было известно, где их могилы. До сих пор в Тверской области постоянно проходят поисковые экспедиции и захоронения останков солдат. В прошлом году из захороненных 1067 красноармейцев идентифицировали всего лишь десятка полтора. Долг нашего поколения - вернуть солдат из безвестия и напомнить об их подвиге, - подчеркнул Григорий Рапота.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ТРЕХ ДОРОГ
Скульптуру, занявшую первое место, доработают и установят у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области в 2020 году к 75-летию Великой Победы. Место неслучайное - мемориальный комплекс увидят все проезжающие по федеральной трассе М9 «Москва - Рига». Точные размеры будущего монумента пока не известны, но, учитывая особенности местности, его высота будет в пределах тридцати метров.
- Создание скульптурной группы мемориала профинансирует Союзное государство, - рассказал Госсекретарь. - Соответствующая строка в бюджете уже утверждена Советом Министров Союзного государства.
В ближайшее время откроется сбор народных средств. Они пойдут на строительство музейного комплекса, символизирующего Ржев, разрушенный в ходе военных действий.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Предполагаемая дата открытия: май 2020 года
Высота скульптурной композиции: около 30 метров
Основной материал: бронза
Расстояние от автомобильной трассы М-9: 70 - 100 метров.
Комментарий специалиста
Александр Рукавишников, Народный художник России, член Российской академии художеств, мастер монументальных и станковых композиций, скульптурных портретов:
- Проект интересный. Из мелких замечаний: я бы немного увеличил пропорции птиц по отношению к реалистичной фигуре солдата. Также волнует вопрос, чтобы скульптура и здание музея по итогу не превратились в такую «оформиловку», рассчитанную на короткое время. Хочется увидеть современную и качественную скульптуру. И вот это будет зависеть от того, как автор умеет лепить в прямом смысле этого слова. Очень важно попасть в размер. Потому что эффектный эскиз - это одно, а сделать мемориал в размер сооружения, и чтобы по стилю он не напоминал рядовой советский памятник - совсем другое. По поводу инженерного воплощения: технологический прогресс идет вперед. Создать некую парусность и «приподнять» скульптуру - возможно, главное, сделать все качественно. Автор должен очень внимательно следить за процессом. Два года на реализацию - достаточный срок, чтобы возвести добротный проект по сохранению военной истории.
ЗАМЫСЕЛ АВТОРА
Изюминка памятника - полы шинели солдата, которые превращаются в журавлиный клин. Из-за этого монументальная конструкция становится воздушной и легкой.
Скульптура будет возвышаться над зданием исторического музея, сквозные стены которого должны символизировать четыре ржевских направления и разрушенный до основания город.
У подножия памятника по проекту зажгут традиционный Вечный огонь в память о павших героях Великой Отечественной войны.
"Реквием" по погибшим
Скульптор Андрей Ковальчук, председатель Союза художников России:
- Ржевская битва - один из самых жестоких эпизодов Великой Отечественной войны. Изначально у меня было несколько вариантов мемориала: «Раненый солдат-победитель», композиция «Атака» и третий вариант с погибшим воином, который жюри и оценило. Условное название - «Реквием». В память о сотнях тысяч погибших в этой битве. Пластическое решение символизирует павшего бойца, у которого плащ-палатка превращается в крылья. Здесь прослеживается тема вознесения. Фигура солдата - это собирательный образ. Человек отдал жизнь ради защиты своей Родины. Это память не только обо всех погибших, но и всех, кто прошел через страшную битву. И забывать о них нельзя.
СЛОВО ПРИЗЕРАМ
Скульптор Михаил Переяславец, народный художник России:
- Тема Ржева скорее трагическая, чем победная. В конкурсе уговорили участвовать знакомые друзья-архитекторы. Изобразил солдата, который пожертвовал собой. Мне не нравится, когда автор через скульптуру пытается показать какой-то пафос или совсем душераздирающую трагедию. Скульптор не должен бросаться из крайности в крайность. Монументу необходим эмоциональный заряд, при этом композиции нужно оставаться сдержанной. Во всем должно быть чувство меры. На первый взгляд кому-то может показаться, что моя работа не выражает какой-то особой трагичности. Она есть. Видел скульптуру с журавлями, которая заняла первое место. Очень хорошая идея. Будет здорово, если ее воплотят в жизнь.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС
Как будто только вернулся из боя
В Сети народ активно обсуждает эскиз будущего монумента.
«Сильный проект», «Сумеют воплотить в металл - будет знаковое событие», «Великолепно! Сразу всплывут ассоциации: и музыка, и поэзия», - расхваливали проект многие в соцсетях. Но нашлись и те, кто усомнился: а тот ли крой у шинели?
Историческая точность соблюдена, подтверждает как автор скульптуры, так и Департамент по информполитике РВИО. Солдат одет в форму красноармейца, которую носили в 1943 году на момент окончания Ржевской битвы.
- При создании эскиза проекта пользовался снимками Великой Отечественной. Шинель и гимнастерка переданы довольно точно. Для выразительности пришлось немного распахнуть одежду, чтобы было понятно: солдат только что с поля боя. Возможно, в процессе «распахивания» и произошло некоторое искажение, - комментирует «СВ» скульптор Андрей Коробцов. - Эскиз еще буду дорабатывать, организаторы подключат специалистов по форме, которые помогут «перекроить» одежду с максимальной достоверностью. Это обычный рабочий процесс.
- Шинель, скорее всего, заменим плащ-палаткой, говорит архитектор проекта Константин Фомин. - Следующий этап - согласование эскиза и масштаба. Дальше - работа над трехметровой и переходной моделью 1:10, только после - скульптура в полную величину. Концепция предполагает использование традиционных материалов: бронзы, гранита, стали. Новые композитные материалы не подойдут для этого проекта.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСКОЙ
Магия против инстинкта самосохранения
В конце апреля автору лучшего проекта исполнился всего 31 год, но талантливый мастер уже успел заявить о себе.
ВДОХНОВЕНИЕ ОТ ТВАРДОВСКОГО
На его счету такие крупные проекты, как памятник Ивану III, открытый в Калуге в прошлом году, скульптура фронтовой собаки на Поклонной горе, монумент Столыпину в Москве, барельеф Рахманинову в Московской филармонии, открывшийся в начале апреля. В работах художника много личного. Особенно в серии скульптур, посвященных его жене - приме-балерине Большого театра Евгении Образцовой.
- Андрей, как узнали о конкурсе?
- Всегда мониторю Сеть в поисках интересных конкурсов. Однажды наткнулся на Ржевский мемориал. Тема героизма и патриотизма очень интересна еще со времен учебы в Академии живописи ваяния и зодчества имени Глазунова. Для меня всегда загадка, в какой момент человек решается на героический подвиг и жертву. Ведь это противоестественно человеческой природе, инстинкту самосохранения. Здесь есть что-то магическое. Заинтересовался темой, решил поучаствовать. Архитектор Константин Фомин, с которым работаем в творческом тандеме, поддержал меня. Так и взялись за дело.
- Ваш проект появился уже во втором этапе…
- В первом этапе тоже участвовали. С другим проектом - «Солдат с поднятым знаменем». Но жюри попросило добавить души. Проанализировали свои ошибки и решили попробовать еще раз. Причем сделать абсолютно новую работу.
- Как родилась идея такой нестандартной скульптуры?
- Обычно, это бывает внезапно. Осеняет! Вдруг понимаешь, что проект должен быть таким, и никак иначе. В основном ориентировались на стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». Им вдохновлялись. Повествование идет от имени погибшего солдата, его духа, так сказать. Произведение потрясающее, трогает за душу. Поэтому хотели, чтобы композиция отражала его настроение. Чтобы солдат был не просто каким-то истуканом, а смотрел на людей как бы вопрошая: чем закончилась это битва, чем закончилась эта война?
СИМВОЛИЧНО и СОВРЕМЕННО
- Что было самое сложное?
- Наша скульптура - собирательный образ рядового, которых погибло подо Ржевом сотни тысяч. Самое сложное - как раз работа над его лицом. Хотелось предать ему простые и красивые черты. Надеюсь, удалось. В основании шинели журавли - символ погибшего солдата.
- Сколько времени ушло на все это?
- Над проектом работали долго. Было очень сложно его придумать, придать ему смысл. А лепка и проектировка здания музея заняла полтора месяца. Такие комплексы надо делать в тандеме с архитекторами, потому что скульптор не всегда может рассчитать, каким должен быть фундамент здания, его пропорции, как мемориал впишется в окружающую среду.
- Здание музея тоже символическое?
- Да, во-первых, четыре ржевских направления. Сквозные стены музея символизируют город Ржев, который был разрушен до основания. Но нам не хотелось делать руины, получилась бы антиформа. Много негатива. Мы хотели как-то облагородить и сделать здание символичным, но современным.