В этот день все вернулись из боя
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Слова песни из фильма «Офицеры» - лучший эпиграф к акции, которую провели уже в седьмой раз. На этот раз она прошла даже в Антарктиде и снова побила рекорд по числу участников
ИСТОРИЯ МУЖЕСТВА
В этом году на марш с портретами своих родственников-фронтовиков по всей России вышли почти 10,5 миллиона человек. Только в Москве в шествии участвовало больше миллиона. От Белорусского вокзала, откуда в годы войны уходили на фронт эшелоны и где в победном 45-м с цветами и слезами встречали победителей, по Тверской, через сердце страны - Красную площадь - бесконечным потоком текла река человеческой памяти. В этот день все вернулись из боя - от солдата до маршала. Павшие в жестоких сражениях, сгоревшие в танках, невозвратившиеся из боевых вылетов. И те, кто дошел с боями до Победы, но не дожил до наших дней - все они с нами, потому мы о них помним.
На Красной площади к колонне «Бессмертного полка» присоединился Владимир Путин. Он уже в четвертый раз участвует в памятном шествии. О важности этой акции президент сказал в тот же день на военном параде:
- 9 Мая объединяет все поколения историей мужества. У каждой семьи - свои родные герои, они живут в наших сердцах, они вместе с нами в рядах «Бессмертного полка».
Рядом с ним по кремлевской брусчатке шли в этот раз Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и Президент Сербии Александр Вучич. Глава израильского правительства нес в руках портрет офицера-фронтовика, Героя Советского Союза, командира стрелкового батальона Вольфа Виленского, прошедшего всю Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. Лидер Сербии - портрет своего деда Анджелко Вучича, расстрелянного усташами (членами хорватской фашистской организации).
Российский президент, как и в прошлые годы, шел с фотографией своего отца - Владимира Спиридоновича. Для главы государства, как и для десятков миллионов россиян, Великая Отечественная война - часть истории семьи. Он не раз рассказывал, как его отец, несмотря на «бронь», пошел на фронт, воевал и получил тяжелое ранение на Невском пятачке - крохотном плацдарме на левом берегу Невы, за который шли кровопролитные бои. Из шести братьев отца пятеро погибли на войне. Часто президент вспоминает и о своей матери Марии Ивановне, чудом пережившей блокаду, и старшем брате, который умер от дифтерита в 1942 году…
РОДОМ ИЗ СИБИРИ
Рядом с Владимиром Путиным шел сибиряк Геннадий Иванов, председатель совета ветеранов Тюменской области. В какой-то мере его можно считать одним из зачинателей «Бессмертного полка». Произошло это не совсем обычно. Прообраз будущего всенародного шествия он, по его словам, увидел во сне. В первых числах мая 2007 года ему приснилось, как по главной улице Тюмени идут тысячи людей с портретами своих погибших на фронте родственников. Сон оказался вещим. Вернее, таковым его сделал сам Иванов. Через местную прессу он обратился к тюменцам с призывом поддержать «Парад победителей». И 9 Мая он и пара десятков его единомышленников прошли по улице с портретами своих отцов и дедов. На следующий год в колонне были уже сотни человек. А там идею подхватили в Казани, Кемерове, Новосибирске, движение пришло в Москву, Петербург и стало поистине всенародным, найдя отклик в душах миллионов людей во многих станах мира.
В этом году «Бессмертный полк» впервые прошагал по Антарктиде. Его участниками стали 32 российских полярника со станции «Новолазаревская». Заранее изготовили таблички с изображениями близких, воевавших на фронте. И под красным знаменем, с военными песнями прошли с портретами героев от ворот станции до ее неофициального символа - большого круглого щита с надписью «Новолазаревская» и картой шестого континента. Минутой молчания почтили память защитников Родины. И дали салют из ракетниц.
В МИНСКЕ
«Чтить героев - святое»
Праздничные мероприятия в республике прошли под девизом «Беларусь помнит!» В Гомеле в «Параде победителей», который по формату точь-в-точь как российский «Бессмертный полк», по улицам города с портретами героев войны в руках прошли больше 25 тысяч человек. Подобные шествия были и в других городах страны.
Президент Беларуси 9 Мая участвовал в церемонии возложения венков на площади Победы. После официальной части глава государства тепло пообщался с ветеранами, ответил на вопрос относительно якобы запрета на шествие по городу:
- В Беларуси никогда никто святое не запрещал и запрещать не будет, - сказал Александр Лукашенко. И напомнил, что еще несколько лет на-
зад День Победы в Минске отмечали грандиозным шествием по главной улице столицы - проспекту Независимости.
- Десятки тысяч минчан вместе с ветеранами шли с портретами погибших фронтовиков и цветами к площади Победы. Но ветераны попросили: мы, говорят, идти не можем, - сказал Александр Лукашенко. - Ехать на автомобилях участники войны отказались. Теперь торжественное действо проходит без шествия. Но если народ просит снова пройти с портретами, флагами и так далее, в будущем году мы это организуем. Только не надо это политизировать и заявлять, что мы чуть ли не запрещаем что-то. В Беларуси этого никогда не было и не будет. Каждый вправе почтить память героев, пройти там, где он считает нужным, с портретом и возложить цветы. Это великое, это святое. Так будет всегда в Беларуси, - подчеркнул президент.
Награду получили внуки, правнуки и праправнуки
Накануне Дня Победы заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Юрий Воробьев с сыном и внуками пришли в военный комиссариат Подмосковья.
Здесь родственникам вручили удостоверение к государственной награде - орден Красной Звезды, которой удостоился Василий Воробьев.
- Родился мой дед в 1898 году. До войны был строителем в Красноярске, и когда начались боевые действия, сначала попал в саперные войска, - вспоминает Юрий Воробьев. - Затем стал командиром минометного расчета 15-го гвардейского стрелкового полка второй гвардейской стрелковой дивизии. В одном из боев он уничтожил огнем из миномета две огневые точки врага. Награжден орденом Славы, Красной Звезды, Красного Знамени. Домой вернулся после войны из Кенигсберга. Встретился с сыном, моим отцом, который тоже воевал снайпером. Позднее обнаружилось, что ему так и не вручили орден Красной Звезды, к которому представили еще в 1943 году. О награде узнали через Министерство обороны. Мой дед рано ушел - в 52 года. Отец говорил, что самый большой подвиг совершила моя бабушка, которая дождалась их и выживала в Красноярске.
Семья обратилась в Подольский госархив и узнала подробности того, как воевал их герой-родственник.
- Благодаря военному комиссариату, Министерству обороны получили эту награду. Великая Победа 1945 года сопровождает нашу семью. Поэтому мы привели и внуков. Они еще маленькие, это событие не до конца ими осознанно, но пройдет время, и это станет для них духовной основой, - считает Юрий Воробьев.
Артем Туров: Спасенная Венская опера подарила аккордеон
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту:
- Великая Отечественная война оставила глубокий след в судьбе моей семьи. Дед по отцовской линии Тимофей Туров был партизаном в соединении в Могилевской области. По ночам он иногда приходил домой, чтобы повидаться с семьей. Но кто-то выдал его. Дедушку схватили, увезли и расстреляли. До сих пор не нашли, где его могила, знаем только тот лес, где он погиб, недалеко от Могилева. Отца, Виктора Турова, вместе с сестрой и моей бабушкой, как семью партизана, отправили в Германию в концлагерь под городом Аахен, где они пробыли до конца войны.
Дед по маме Владимир Иванович Архипов окончил военное железнодорожное училище в Ленинграде, прошел всю войну, работал в технической разведке. Начал лейтенантом, закончил капитаном, получил три ордена Красной Звезды. Освобождал Будапешт, Прагу, Вену. Кстати, это он со своими бойцами спас от пожара Венскую оперу. За это руководство театра подарило ему аккордеон, на котором он отлично играл. До сих пор наша семья бережно хранит этот подарок. После войны Владимир Архипов строил БАМ, восстанавливал Смоленск, работал в горисполкоме.
Фото из личного архива Артема Турова
Степан Киричук: сшили рубашку из свадебного платья
Памятная акция «Бессмертный полк» собрала в Тюмени около восьмидесяти тысяч человек, а по области и того больше - 140 тысяч. Во главе колонны «Бессмертного полка» шли губернатор Тюменской области Владимир Якушев и член Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Степан Киричук с портретами родителей в руках.
- Моя мама Мария Степановна родилась в 1921 году. В дни войны работала на хлебозаводе, - вспоминает депутат. - Это станция Городец в Брестской области. Рассказывала, что днем хлеб забирали немцы, а ночью девушки пытались припрятать немного, чтобы под утро передать связным партизанских отрядов. Мама рассказывала, что порой охранники на этом заводе закрывали глаза на происходящее. Может, они думали, что женщины прячут хлеб для себя, а может, думали другое. Именно эти эпизоды навели меня на мысли, почему потом немцы признали фашизм страшным эпизодом своей истории, осудили гитлеровщину.
Мама - добрейшей души человек, никогда ее не забуду. Помню, как после первой четверти Брестского техникума железнодорожного транспорта меня позвали в учебную часть и сказали, что пойду в первом ряду в демонстрации 7 ноября, но предупредили, что должен быть в белой рубашке. Я расстроился, откуда такое богатство? На выходных поехал домой, мама за ночь сшила мне рубашку из своего подвенечного платья.
Мой отец Михаил Яковлевич был человек мастеровитый. Называли его в нашей белорусской деревне Михалко. Начинал войну со своим другом Филиппом. Тот был командиром в партизанском отряде, а папа связным. Потом папу разоблачили, но кто-то успел предупредить, что ему грозит виселица, и он, не заходя домой, скрылся. Попал на фронт. Под Смоленском встретил наших солдат. Был пулеметчиком и дошел до Берлина. На мой детский вопрос: «Папа, сколько немцев убил?», не давал ответа. Спустя много лет я понял, что на войне все было жестче, чем в книгах или фильмах.
Александр Козловский: Дед прошел три войны
Член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту День Победы встретил на Красной площади. Вместе с семьей он пришел на Парад Победы.
Предки Александра Козловского сражались за Родину на фронтах Великой Отечественной войны. Память о них хранится в семейном фотоальбоме и передается из поколения в поколение.
- Мой прадед по линии отца Павел Иванович служил санитаром, - рассказывает Александр Козловский. - Был он 1894 года рождения. Воевал в Первую мировую. Вернулся с Георгиевским крестом и медалью. Затем воевал в Гражданскую. Был ранен. Самая серьезная контузия случилась уже в 1944 году. А это еще один мой прадед по линии отца - Михаил Климентьевич (показывает фото. - Ред.). Тут и без слов все по фото понятно. Он кадровый военный. Прадед по маминой линии - Алексей Тимофеевич Волков - прошел всю войну в пехоте рядовым. Четыре ранения. Как отметили в наградном листе к ордену Красной Звезды, все получил в ходе разведки боем.
ПОСТУПОК
Вместо тысячи слов
Житель Сочи Александр Волков изготовил тысячу штендеров - деревянную основу для транспарантов - и бесплатно раздал всем желающим пройти в колонне на 9 Мая.
По профессии он столяр. И несколько вечеров подряд допоздна задерживался в своей мастерской, торопясь успеть ко Дню Победы.
- Два года назад увидел по телевизору шествие «Бессмертного полка» в Москве. Потряс масштаб. Зрелище пробивает до слез. Решил обязательно участвовать, - рассказывает Александр.
Штендеры для фотографий в магазине не продаются. Сделал их сам - для столяра это не проблема. А потом подумал: другим ведь тоже надо. Изготовил в прошлом году еще двести табличек и раздал всем желающим. С этого все началось.
- Идея такая: делаю добро людям, и они передают его в каком-то виде другим, хотя бы в эти майские праздники, - поясняет Александр.
В этом году он сделал тысячу табличек. И три дня подряд перед праздником Победы раздавал из багажника своей машины у входа в Зимний сад. Восьмого мая к нему выстроилась настоящая очередь. Люди пожимали руку, благодарили за доброе дело. Многие брали по две-три, а Николай Свешников, инженер-теплотехник, взял сразу пять деревянных табличек:
- В годы войны из нашей семьи на фронт ушли все мужчины - два моих деда и три дяди, - рассказывает он. - Четверо воевали в пехоте, а дядя Слава, бабушкин брат, был механиком-водителем Т-34, погиб на Курской дуге. Дядя Миша убит при штурме Кенигсберга. Дедушка по маме пропал без вести где-то в Карелии. Вернулись домой только двое. Сегодня их уже нет. Но мы их помним, значит, они живы.
Я уже не впервые пойду вместе с внуком на «Бессмертный полк». В предыдущие разы дощечек у нас не было, купить их невозможно, несли фотографии в руках. С табличками - совсем другое дело. Теперь все увидят наших героев.
ПОДВИГ
«Мамкины» дети
Воронежский летчик спас 90 малышей ценой жизни. А те уже больше 70 лет борются за память о нем.
Гигантская картина на доме №124 по Московскому шоссе Самары появилась к 9 Мая. Летчик среди детей, жмущихся к нему, как к родному отцу. Печальная и героическая страница войны.
Холодная ночь 1944 года, измученные дети-сироты, которых спасли от участи доноров для немецких солдат в Полоцке и эвакуируют на небольшом самолете P-5 через линию фронта. За штурвалом - 28-летний Александр Мамкин. Это уже девятый рейс подряд.
Пассажирке «огненного рейса» Галине Тищенко было одиннадцать лет. Она приехала из Минска на открытие как почетная гостья.
- Помню, сели в кабину штурмана. Его не брали, чтобы можно было больше людей увезти, - говорит она. - Кроме меня еще девять ребят. Сначала было тихо. Но тут услышали странный звук, будто камешки о кабину стучат. А через секунду пламя. Осколки попали в бензобак, самолет вспыхнул. Мы летели и горели. Даже одежда начала тлеть. Но хуже всего было летчику. Он был живым факелом. На нем лопалась летная куртка, ноги и руки обуглились, очки вплавились в лицо. Но он молчал и не отпускал штурвал. Потом - удар о землю, самолет покатился...
Мамкин посадил самолет и потерял сознание. Ребята, которых перевез летчик, назвали себя «детьми Мамкина».
- Для нас он герой, отец. Хотим, чтобы ему присвоили звание Героя Советского Союза. Бьемся уже давно, но получаем отписки, - говорит Галина Петровна. - Он был награжден орденом Красной Звезды 8 апреля 1944 года. И нам пишут, что за один подвиг дважды не награждают. Но мы летели
11 апреля, и он достоин этого звания.
Инициативу поддержали самарцы. Активисты хотят обратиться к президенту через губернатора и убедить присвоить звание Героя.